Бизнес планирование лекции
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Учебное пособие
Часть 1
Учебное пособие содержит теоретико-методические положения по определению планирования, факторов преобразований, зависимости от стадий в цикле развития предприятий, значение функций управления в планировании. Представлены модель модернизации предприятия, процесс планирования, методологические основы (принципы, методы).
В необходимой мере дается представление о системе планов разного уровня, особенностях видов планов; основном содержании разделов бизнес-плана.
В части 1 учебного пособия представлены методические рекомендации по разработке отдельных разделов бизнес-плана: актуальность, характеристика инициатора проекта, научно-технологическое обоснование проекта, команда и ключевые ее члены, подразделы маркетингового плана. Даны практические примеры и задания.
В учебное пособие вошли тестовые задания по основам планирования, по разработке разделов: маркетингового, организационного и управленческого, технико-технологического, снабженческого, социального, научного, производственного, финансового.
Включены также практические задания для отражения слушателями исходных данных для разработки собственного бизнес-плана.
Для обучающихся по программе послевузовской профессиональной подготовки и повышения квалификации менеджеров и слушателей МВА (master of business administration); а также для студентов и магистров, изучающих дисциплины «Бизнес-планирование», «Система планирования деятельности организации».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1. Введение в планирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . 9
1.1 Определение планирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … .. . . . . . . . . 9
1.2 Модернизация как предмет планирования современных
преобразований 11
1.3 Планирование в модели в модернизации хозяйствующего субъекта. 12
1.4 Пофакторное планирование модернизации предприятия. . . . . . . . . . .15
1.5 Планирование нововведений в зависимости от стадии цикла развития предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
1.6 Анализ и планирование в управлении изменениями хозяйствующих субъектов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
1.7 Процесс планирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
1.8 Принципы планирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
1.9 Методы планирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2. Методические рекомендации по бизнес-планированию. . . . . . . . . . . . . 33
2.1 Отечественные и международные стандарты разработки
бизнес-плана. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
2.2 Методические положения по системному планированию развития предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.3 Основное содержание разделов бизнес-плана. Практическая реализация методических рекомендаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.4 Оценка рыночного спроса и предложения в маркетинговом планировании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
2.5 Планирование интеграции бизнеса (организационно-управленческий раздел) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Приложения |
|
Приложение 1. Современные проблемы предприятий, требующие планового решения |
67 |
Приложение 2. Основные проблемы предприятий, систематизированные по функциональным подсистемам |
69 |
Приложение 3. Плановые факторы модернизации предприятий |
71 |
Приложение 4. Финансовые факторы развития предприятия |
73 |
Приложение 5. Оценка финансового состояния предприятия |
74 |
Приложение 6. SWOT-анализ предприятия |
78 |
Приложение 7. Направления анализа при планировании изменений |
79 |
Приложение 8. Цели развития предприятий |
82 |
Приложение 9. Стратегии развития предприятий |
84 |
Приложение 10.Рекомендации по планированию мер финансового оздоровления, модернизации предприятий |
88 |
Приложение 11. Международные и отечественные стандарты разработки бизнес-плана |
97 |
Приложение 12. Модель системы планирования модернизации предприятия |
108 |
Приложение 13. Практический пример программы модернизации предприятия |
109 |
Приложение 14. Мотивация целевых комплексных программ |
112 |
Приложение 15. Практический пример бизнес-плана организации производства новой продукции (основное содержание) |
114 |
Приложение 16. Критерии и показатели оценки рыночного спроса и приложения в маркетинговом планировании. Практический пример |
128 |
Приложение 17. Пример плана разработки и создания нового изделия в холдинге |
133 |
Контрольные вопросы |
138 |
Практические задания |
141 |
Литература |
184 |
Предисловие
Учебное пособие включает теоретические основы планирования, методические рекомендации по бизнес-планированию: общие положения и рекомендации по разработке отдельных разделов бизнес-плана: резюме, актуальность, характеристика инициатора проекта, научно-технологическое обоснование проекта, команда проекта и ее ключевые члены, дополнительные возможности коммерциализации проекта, отдельные разделы маркетингового плана.
В приложениях теоретико-методические рекомендации детализируются, дополняются, реализуются с помощью практических примеров планирования на конкретных предприятиях, в компаниях. В части 1 настоящего издания даны основные разделы двух бизнес-планов: производственного предприятия по организации производства нового изделия и организации, занимающейся исследовательской деятельностью по созданию новой технологии и технического изобретения.
Методические рекомендации содержат основополагающие теоретические положения по бизнес-планированию: определение планирования, отражающее его сущность; представление модернизации как предмета планирования; рассмотрение факторов модернизации для планирования; установление взаимосвязи и взаимообусловленности планирования с другими функциями управления, в частности с анализом, который проводится в предплановый, плановый и послеплановый периоды; с целеполаганием, предшествующем планированию. Рассматриваются особенности планирования на разных уровнях внешней и внутренней среды хозяйствующего субъекта. В учебном пособии нашли отражение методологические основы планирования: принципы и методы, системный подход.
Система планирования включает разработку планов, программ и проектов, индикативных планов (народно-хозяйственных, региональных, отраслевых), хозяйствующих субъектов: предприятий и компаний, тактических планов подразделений. Показаны отличительные особенности разных планов.
Программный подход в планировании направлен на определение наиболее эффективных путей достижения поставленных целей, разрешение той или иной проблемы, расширение возможности комплексного обоснования мер финансового оздоровления и развития. В программах увязываются плановые действия, согласовываются усилия отраслей, регионов, предприятий, что отражает интеграционные процессы в экономике при решении народнохозяйственных, отраслевых, региональных, внутрифирменных проблем. Программно-целевой подход осуществляется во внутриотраслевом, внутрирегиональном, внутрифирменном управлении, обеспечивая принятие организационных и прочих мер целенаправленного планового воздействия.