Buhu5 – Пофакторное планирование модернизации предприятия
ВУЗы по бухучету Готовые работы по бухучету Как писать работы по бухучету Примеры решения задач Решить задачу online

Пофакторное планирование модернизации предприятия


Преобразование экономики происходит при неразрывном единстве объективного и субъективного факторов, то есть, с одной стороны, обуславливается объективными условиями воспроизводства, с другой стороны — проявляется лишь через деятельность людей посредством управления экономикой с функцией планирования в условиях рыночных отношений для обеспечения развития. Планирование – это не самоцель, оно необходимо для принятия управленческих решений. В результате могут быть запланированы на будущие сроки мероприятия, которые способствуют достижению целей, поставленных для планового периода. Вследствие этого дальновидно выбираются мероприятия, имеющие значение для развития предприятия в отдаленной перспективе.

Модель модернизации хозяйствующего субъекта представляет собой параметры состояния организации, противоречия и проблемы, цели и критерии модернизации, факторы модернизации: маркетинговые, организационно-управленческие, финансово-экономические, технико-технологические, информационные, социальные, научные, государственная политика. Среди факторов включающие управление по функциям, в том числе планирование для принятия управленческих решений. Модель отражает модернизируемые подсистемы (разделы плана), оценку результатов модернизации на рисунке 1.1.

Рис. 1.1. Модель модернизации хозяйствующего субъекта

1.4. Пофакторное планирование модернизации предприятия

Планирование модернизации предприятия отражает количественное увеличение и качественное совершенствование его факторов деятельности (экономических ресурсов), к которым относят природные и человеческие ресурсы, капитал (денежный капитал и средства производства), предпринимательскую способность к организации производства продукции (работ, услуг), а также инновационные изменения. Факторы по существу являются элементами предприятия.

Позицию предприятия формирует многоуровневое жизненное пространство, обозначаемое чаще всего как «внешняя среда». Предприятие – открытая система, тесно взаимодействующая с внешней средой, оно испытывает взаимодействие внешних факторов двух уровней. Один из них – «рабочая» внешняя среда прямого воздействия, которую образуют клиенты, поставщики, потенциальная рабочая сила, конкуренты, кредиторы. Другой уровень – внешняя рабочая среда косвенного воздействия создает общественный «макроклимат», находится под воздействием экономических, технологических, социальных, политических факторов.

Важнейшим фактором внешней среды является политика государства. Решение задач модернизации невозможно без проведения определенной государственной политики. Как свидетельствует мировой опыт, она особенно необходима в кризисные периоды и призвана способствовать устранению устаревших и формированию новых структур, ускорению научно-технического и управленческого прогресса, повышению приспособляемости к объективным требованиям.

Факторы (экономические ресурсы) подвергаются преобразованию при их устаревании, несоответствии современным требованиям для решения вытекающих из этого проблем. Анализ ситуации и тенденций изменений предприятий позволил выявить, систематизировать и отразить в приложениях 1 и 2 проблемы в разных сферах деятельности предприятий: в управлении, технике и технологии, организации производства, оперативном управлении производством, материально-техническом обеспечении, кадровой политике, информационном обеспечении, финансовой, инновационной сферах.

Ситуация на предприятиях убеждает в необходимости воздействия на все сферы деятельности силой факторов модернизации для решения проблем и на этой основе качественного преобразования предприятий и организаций. Классификация факторов модернизации предприятий включает следующие группы факторов: маркетинговые, организационно-управленческие, финансово-экономические, технико-технологические, информационные, социальные, научные, государственная политика.

Планирование маркетинговых факторов обусловлено стратегической целью ориентации на клиента. Маркетинговые факторы воздействуют на все элементы производственно-коммерческого цикла: это изучение рынка, конкуренция, ассортимент, ценовая политика применительно к научным исследованиям и разработка, технологиям, технике, человеческим ресурсам и поставкам, денежным ресурсам. Внешний маркетинговый фактор – спрос на продукцию, работы, услуги: емкость рынка, состояние спроса, эластичность взаимосвязаны с макро — и микроэкономическими факторами внешней среды: темпами экономического роста, процентными ставками, валютными курсами, уровнем дохода населения, инфляцией, безработицей, ситуацией на ресурсных рынках труда, материально-технических, природных ресурсов, обусловлен моделью рынка, административными барьерами, наличием товаров-субститутов и другими внешними факторами.

Важнейшими факторами модернизации являются управленческие, поскольку управление выполняет общие функции установления согласованности всего производственного организма, охватывает координацией личные и все более вещественные элементы производства и производственные процессы. Последовательными стадиями управленческого цикла (функциями) являются принятие и реализация управленческих решений, контроль. Содержание функций заключается в целеполагании и планировании, организации, координации и регулировании, мотивации, учете и анализе. Факторы модернизации общего менеджмента (управляющая подсистема) преобразуют систему управления предприятием – функции управления. Факторы модернизации функционального менеджмента преобразуют функции управления в управляемых подсистемах (маркетинге, производстве, персонале и др.).

Организационные факторы модернизации – силы (источники) воздействия на все сферы системы деятельности предприятия: маркетинг, исследования и разработки, подготовку производства, снабжение, производство, сбыт, обслуживание товара у потребителя с целью качественного преобразования организации деятельности отдельных подсистем и системы предприятия в целом. В системе организационных факторов важнейшим является организация производства, формирование системы производственного процесса, которая состоит из следующих подсистем: ресурсная: организация труда участников производственного процесса, организация функционирования орудий труда, организация движения предметов труда в производстве; функциональная: организация подготовки производства и освоение выпуска новой продукции, организация основных производственных процессов, организация вспомогательных производственных процессов, организация работ по обеспечению качества продукции; интеграционная: производственная структура и инфраструктура, система оперативного управления производством.

Организационно-управленческие факторы включают факторы модернизации функций логистики: закупочной, производственной, сбытовой, складской, транспортной в сферах производства и обращения, позволяют развивать обеспечение ресурсами предприятия, повысить обоснованность формирования производственных запасов, рационализировать продвижение готовой продукции в производстве, организацию доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его заказом. Модернизация движения материалопотоков, продукции предполагает маркетинговый подход к управлению запасами в распределительных сетях и внутри производственных подразделений объекта; прогнозирование потребностей в материальных ресурсах, спроса на готовую продукцию и потребности в транспортных средствах; определения оптимального числа звеньев в логической цепи и т. д.; интегральный подход, который означает интеграцию между логистическими партнерами на основе создания организационных структур, использования гибких автоматизированных производств и информационных компьютерных технологий.

Первостепенная значимость научных факторов, которые обеспечивают научно-техническую деятельность, исследования и разработки, научно-техническое образование и подготовку кадров, научно-технические услуги, научно-технический потенциал производства качественной новой продукции. Реализация исследований и разработок обеспечивается современной технологией и соответствующей ей техникой, то есть технико-технологическими факторами.

Классификация факторов модернизации предприятий по признаку «характер влияния» включает группы факторов: маркетинговые, организационно — управленческие, финансово-экономические, технико-технологические, информационные, социальные, научные, государственная промышленная политика, приведена в приложении 3.

Эффективное взаимодействие всех факторов обусловлено рациональными информационными и финансовыми потоками. На финансовое состояние предприятия влияют внешние финансовые факторы: законодательное регулирование (прямое и косвенное); внутренние финансовые факторы, отражающие состояние ресурсной обеспеченности и эффективности использования оборотного капитала (ликвидность, прибыльность, финансовая устойчивость, деловая активность), а также организационно-управленческие факторы политики управления оборотным капиталом (механизм и функции управления, организационно-управленческая структура, персонал) на приложении 4.

1.5. Планирование нововведений в зависимости от стадии

цикла развития предприятия

Предприятие проходит в цикле развития через стадии (фазы) депрессии, оживления, подъема, относительной стабильности, развития. Смена стадий, экономическая динамика обеспечиваются нововведениями. Развитие современного производства произрастает из недр традиционного развития, в цикле развития осуществляется постепенная экономическая трансформация путем накопления количественных изменений и перехода к качественным. На начальном этапе обновление происходит посредством кумулятивных нововведений в виде накапливающихся изменений, обеспечивающих улучшение. На следующих этапах преобразования планируются типичные модернизационные процессы в виде радикальных нововведений.

Депрессия отрицательно влияет на инновации: сказывается нежелание предпринимателей финансировать рискованные проекты, их усилия направляются на минимизацию потерь и неопределенности. В период депрессии планируются, прежде всего, улучшающие нововведения, в первую очередь организационные, которые создают условия для технологических нововведений на базе действующего оборудования.

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020

А ты боишься COVID-19?

 Пройди опрос и получи промокод