Афхд конспект
№1.Анализ как метод познания.
Термин анализ(греческое слово анализ — это расчленение изучаемого объекта, явления или процесса на отдельно составляющие элементы и изучение каждого элемента во взаимодействии с остальными)
Анализ находится- в динамическом противоречии и единстве с понятием «Синтез» (греч. это соединение отдельных элементов в единое целое).
Анализ- это способ познания явлений и процессов окружающей среды, основанный на разделение целого объекта на части и изучение частей во взаимосвязи и зависимости.
Экономический Анализ-это анализ эконом. процессов хоз. деятельности и конечных результатов работы хоз. субъектов.
Анализ как метод познания- имеет свою модель. Элементы модели:
1.Факты и явления
2.Понятия и величины, которыми изменяются факты и явления.
3.Законы, закономерности развития фактов и явлений и прогнозы их развития
Предметом эконом анализа явл. информация о деятельности хоз. субъекта, его подразделении, о внешней среде и т. д.
В процессе анализа производится след. виды деятельности:
1.Наблюдение и изменение величин которым характеризуются факты и явления.
2. Анализ и синтез.
3. Применение решений и действий.
Анализ и синтез различают по следующим признакам(принципам):
Анализ: от общего к частному.
Синтез: от частного к общему.
№2.Орг-ция как объект экономического анализа.
Ключевыми элементами объектами АФХД явл: П/П, как хозяйствующий субъект, а точнее стратегия развития П/П, которая прописывается в политике П/П, состоящей из множества частей:
1.Ценовая политика
2.Учетная политика
3.Кредитная политика
4.Кадровая политика
5.Инвестиционная политика
6.Маркетинговая политика
П/П осуществляет свою деятельность в среде, элементами которой явл:
-потребители
-поставщики
-кредиторы
-инвесторы
-конкурентые
Их можно назвать партнерские группы заинтересованные в деятельности П/П.
Партнерские группы и их интересы:
1.Собственники-их интересуют финансовые результаты, информация о финансовой устойчивости П/П.
2.Кредиторы-их интересует ликвидность (платежеспособность), т. е. способность своевременно вернуть долг и % по нему.
3.Наемные менеджеры — ожидают достойную компенсацию за приложенные усилия, знания, опыт и квалификацию.
4.Наемный персонал (служащие)- их интересует надежность П/П, положение на рынке, велечина прибыли, социальная политика.
5.Поставщики средств — финансовая устойчивость, ликвидность, стратегия.
6.Покупатели-качество, цены, финансовое состояние П/П.
7.Общество(гос-ву)-финансовые результаты, налоговая политика и состояние финн. дисциплины.
Не основными партнерскими группами, которые не заинтересованы в деятельности П/П явл:
-страховые
-консультационные
-аудиторские
-фондовые
-пресса
-профсоюзы
Все эти партнерские группы явл. пользователи эконом анализа, а менеджмент П/П ждет от специалиста объективного анализа внутренней и внешней среды, выводов о имеющихся внутренних резервах о открывающихся возможностей во внешней среде, чтобы принять обоснование управленческие решения направления на адаптацию П/П в среде и как в следствие повышения эффективности деятельности.
№3. предмет и принципы экономического анализа.
Предмет экономического анализа- исследование хозяйственных процессов, явлений, ситуаций хоз-их субъектов с точки зрения их результативности( конечных финн. результатов их деят-ти, складывающихся под воздействием внутр. и внеш., объективных и субъективных факторов. И их соц-экономическая эффективность. . Предмет изучения — хозяйственные процессы как условие экономических результатов хозяйствования и факторы. Воздействующие на них. Внешние факторы отражают действия экономических законы рыночной экономики. Внутренние(субъективные) факторы, связаны с деятельностью человека и зависят от нее. Предметом экономического анализа является система показателей: Ресурсы->производство и др. деятельность->продукция(работы услуги)->финн. результаты(прибыль, рентабельность)->ресурсы… Объектом ахд на микроуровне являются хозяйствующие субъекты, эк. результаты их деятельности, фин состояние, ликвидность, финн. результаты(рибыль, рентабельность),объем продаж и произ-ва, себест-ть и ресурсы. Предмет анализа — причинно-следственные связи экономических явл. Процессов, ситуаций, раскрывающие механизм достижения поставленных целей и задач в (не)производственной деятелности. Принципы экономического анализа 1.гос. подход к оценке резервов хозяйствования. Оценивая эк. явления и процессы хоз. деятельности предприятий необходимо учитывать их экономическое соответствие, социальное экологическое и тд. Политике и действующему законодательству. 2. научный характер анализа означает что в ходе анализа учет требований экономических законов развития(закон стоимости, спроса и предложений), использовать достижения научно-технического процесса и передового опыта, новейшие методы исследования. 3.анализ должен быть комплексным т. е. охватывать все стороны деятельности и экономики предприятия. 4. системный подход предприятия рассматривается как сложная динамическая система взаимодействующая с вешней средой. 5. афхд должен быть объективным , точным, т. е. барироваться на точной, достоверной, проверенной информации. 6.анализ должен быть действенным : своевременно выявить недостатки информируя об этом руководителя. 7. афхд должен проводиться систематически, необходимо планировать аналитическую работу, распределять обязанности по ее выполнению между специалистами. 8.афхд должен быть оперативным :по результатам должны быстро приниматься нужные решения. 9. демократизм— участие в аналитической работе широкого круга специалиста. Почти все службы участвуют в анализе.
№4.Классификация видов экономического анализа и их роль в управлении
Ан. Хоз. Деят-ти(АХД) выступает как функция управления производством.
Функция управления — это особый вид управл-ой деят-ти, продукт специализации в сфере управления. Ф-и управления классиф-ся на общие или главные, отражающие содержание самого процесса управления, и специфические, отражающие различные объекты управления. Любая специфическая ф-я может быть осуществлена только с помощью общих ф-ций, так как общие ф-ии не могут осуществляться сами по себе, без приложения к какому-либо объекту управления.
Основные ф-ии экон-ой деят-ти можно определить как:
-Информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение инфо-и об экон-их явлениях и процессах).
-Анализ хода и результатов эк-ой деят-ти, ее оценка возможности совершенствования на основе научно-обоснованных критериев.
-Планирование как ф-ия управления, предполагающее прогнозирование, перспективное и текущее планирование эк-кой системы хозяйствования.
-Организация эффек-го функционирования элементов хоз. механизма в целях оптимизации трудовых, материальных и денежных ресурсов и управленческих решений.
-Контроль за ходом выполнения бизнес-планов и управленческих решений.
Информационное и аналитическое обеспечение процесса принятия решений обеспечивают две первые ф-ии управления. Принятие решений осуществляется в виде ф-ий управления, которые отражают этапы планирования, орг-ции управления и осуществления контроля за принятыми решениями.
В основе класс-ции видов эконом. анализа лежит класс-ция ф-ий управления, так как экон. анализ является необходимым элементом выполнения каждой ф-ии управления экономикой. Класс-ия АХД необходима для правильного понимания его содержания и определения задач. В основу класс-ции положены разные признаки.
Экон. ан-з класс-ся по нескольким признакам:
1.по временному:
-прогнозный анализ (анал-ся ожидаемые данные, т. к. фактических данных нет, поскольку анализируемый период еще не окончен.
-ретроспективный анализ (это анализ фактических данных за прошедшие периоды). Этот анализ в свою очередь подразделяется на:
+оперативный (за день, неделю, декаду)-осущ-ся по данным первичных док-в.
+итоговый (за каждый месс, кварт, полгугодие, год) –именно за эти периоды составляется и предост-ся фин, бух., стат. отчетность. Данные в отчетности явл-ся предметом итогового анализа.
2.по объектам проведения:
-анализ выпуска и реализации пр-и
-ан. исп-я ресурсов ПП
-ан. фин. состояния и т. д.
Кроме того, объектом ан-за могут быль:
-фин-хоз. деят-ть ПП в целом
-фин. хоз. деят-тьь подразделений внутри ПП
—эк-ка отрасли в целом
3.по широте охвата
-локальный анализ-это анализ конкретного направления деят-ти(наприм. состояние запасов)
-комплексный АФХД ПП со всех сторон.
4.по пространственному признаку
-внутрихоз-й АФХД
-мехоз-ый экон. ан.-это сравнительный ан. деят-ти ПП отрасли.
5.по методам проведения различают:
-сравнит. экон. ан.
-трендовый анализ-для выявления основной тенденции развития
-факторный ан.
Для оценки колич-го влияния факторов на результат
-корреляционный ан.-для установления причинно-следст-ой связи между показ-ми деят-ти и оценки тесноты этой связи.
6.по субъектам:
Внеш. экон. ан.-проводится внеш. польз-ми на базе публичной отчет-ти.
-внут. ан.-проводится внут. польз-ми для выявления и оценки внутрихоз. резервов и возмож-ми внеш. среды.
7.по анализируемой среде:
-ан. внут. среды-с целью выявления резервов