Анализ финансовой отчетности лекция
Анализ финансовой отчетности
Существует различные направления анализа финансовой отчетности. Например, когда объектом анализа выступает баланс, говорят, что есть:
Отрасль |
Показатель |
Мобильная связь |
Средняя выручка от одного абонента |
Розничная торговля |
Выручка на кв. метр площади магазина |
Авиакомпании |
Пассажиро-милли |
Гостиничный бизнес |
Использование доступных номеро-дней |
— вертикальный анализ – когда, простыми словами, анализируется структура баланса и соотношения между статьями (рассчитываются коэффициенты);
— горизонтальный анализ – когда показатели предыдущего шага рассматриваются в динамике.
Более того, в ряде отраслей используются исключительно свои специфические показатели, например:
Мы же рассмотрим некоторые показатели из «классики жанра» вертикального анализа. И для начала следует отметить, что, рассчитываемые коэффициенты можно объединить в четыре группы:
Группа коэффициентов |
Что оценивает |
Коэффициенты платежеспособности (ликвидности) |
Способность расплатиться по своим долгам (кстати: платежеспособностью называется способность расплатиться по своим долгам в принципе, ликвидностью – способность расплатиться в ближайшее время). |
Коэффициенты структуры капитала или эффективности использования имущества (финансовой устойчивости) |
Структуру источников средств (пассивов) и их размещение в активах, и по этому можно судить о финансовой независимости предприятия. |
Коэффициенты рентабельности |
Эффективность использования имеющихся ресурсов, эффективность управления. |
Коэффициенты деловой активности (оборачиваемости средств) |
Характеристику продукции, качество организации реализации. |
Платежеспособность
В первую очередь здесь нужно помнить, что вопреки расхожему мнению расплатиться организация может не только непосредственно деньгами (наличными или безналичными), но и потенциально — продукцией, товарами, дебиторской задолженностью и т. д. Короче говоря, все перечисленное относится к оборотным активам (ОА) – раздел 2 баланса.
Одним из наиболее важных финансовых показателей является коэффициент текущей ликвидности или коэффициент покрытия.
Ктл = ОА / КО
где КО = КЗ +ЗС
Данный показатель рассчитывается путем деления оборотных активов (ОА) на ее краткосрочные обязательства – сумма кредиторской задолженности (КЗ) и заемных средств предприятия (ЗС).
Его экономическая интерпретация: сколько рублей финансовых ресурсов, вложенных в оборотные активы, приходится на 1 рубль текущих обязательств.
Для производственных предприятий в России установлена норма Ктл > 2, для других же организаций в силу различных отличий это значение может изменяться. Существенное превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами является нежелательным, т. к. это может свидетельствовать о нерациональной структуре активов: например, продукция не пользуется спросом, чрезмерное по величине незавершенное производство и т. д.
Поэтому важно помнить, что данный коэффициент является весьма грубым критерием оценки платежеспособности. Так как даже если значение коэффициента получится весьма «приличным», но продукция с трудом может быть реализована, способность организации расплатиться по своим долгам вызывает сомнения. Посему, для «повышения объективности» оценок используется ряд дополнительных показателей. Например, это показатель срочной ликвидности (Ксл) — отношение величины денежных средств компании (ДС) и ее краткосрочных обязательств (КО).
Ксл = ДС / КО
Также для проведения более детального анализа настоятельно рекомендуется при оценке платежеспособности дифференцировать долги по критерию срочности платежей!!!
Структура капитала или финансовая устойчивость
Ряд показателей платежеспособности и финансовой устойчивости взаимодополняют друг друга и в совокупности дают представление о благополучии финансового состояния предприятия. Если у предприятия обнаруживаются плохие показатели платежеспособности, но финансовая устойчивость не утеряна, то есть шансы выйти из кризисного положения. Поэтому следует рассмотреть такой важный показатель финансового состояния как коэффициент обеспеченности собственными средствами:
Косс = КР – ВА / ОА
где СОС = КР — ВА
Данный показатель определяется как отношение собственных оборотных средств предприятия (СОС) к величине оборотных активов (ОА). Величина собственных оборотных средств, в свою очередь, определяется как разница между значением собственных средств фирмы (КР – раздел «Капитал и резервы» баланса) и ее внеоборотных активов (ВА). Критическое значение этого показателя устанавливается для российских предприятий: Косс < 0,1. То есть формирование основных фондов предприятия и не менее чем 10 % оборотных должно происходить за счет его собственных средств.
Опять же существует ряд «дополняющих» коэффициентов. Например, это коэффициент маневренности собственных средств, который определяет долю собственных оборотных активов в общей величине собственных средств.
К маневр = КР – ВА / КР
С финансовой точки зрения повышение этого коэффициента и вообще его высокий уровень всегда положительно характеризуют предприятие: собственные средства при этом мобильны, большая часть их вложена не во внеоборотные активы, а в оборотные.
Ну и наконец есть такой замечательный коэффициент как финансовый леверидж (в переводе «рычаг»), формул для расчета которого просто превеликое множество. Самая, на мой взгляд, простая и логичная
Л = КР / П
где П – итог пассива
То есть данный показатель позволяет оценить долю собственных источников образования имущества в общем объеме источников этого самого имущества J. Почему рычаг? Говорят о том, что данный показатель имеет двоякую суть: при росте заемных средств и неизменных активах он увеличивает размер прибыли на 1 рубль собственных источников средств, а при неблагоприятной рыночной конъюнктуре увеличивает риск и размеры потерь собственных средств.
Важно помнить: есть еще понятие «производственный леверидж» и оно отлично от финансового левериджа! Если доля постоянных расходов велика, то говорят, что компания имеет высокий уровень производственного левериджа. Для такой компании иногда даже несущественное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли, поскольку свои постоянные расходы фирма вынуждена нести в любом случае независимо от объемов производства продукции.
Рентабельность
Следующая бесконечно важная группа показателей – показатели рентабельности. И оценивают они, как говорится, «самое дорогое» в деятельности компании. А к чему, собственно, стремится фирма? Правильно, к максимизации прибыли. Так вот эти показатели позволяют судить о прибыльности вашей бурной деятельности J!
Коэффициент рентабельности продаж демонстрирует долю балансовой прибыли (БП) в объеме продаж или, другими словами, выручки предприятия (В). Он рассчитывается как отношение прибыли и выручки от продаж продукции и услуг компании.
Rп = БП / В *100%
Ряд экспертов указывают на приемлемое значение этого показателя = 20 %. Но все это весьма субъективно и зависит как от отрасли, так и от преследуемых целей.
И тут опять есть «дополняющие» коэффициенты. Например, коэффициент рентабельности собственного капитала (средств) позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в финансовые активы (ценные бумаги). Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании.
R cc = БП / КР * 100%
Оборачиваемость
Осталась последняя – очень хитрая группа показателей J — оборачиваемости или деловой активности.
Используют два типа показателей оборачиваемости: в оборотах, указывающие среднее число оборотов средств, вложенных в активы данного вида, и в днях, измеряющую продолжительность одного оборота средств, вложенных в данный вид активов или пассивов.
Наиболее общими показателями оборачиваемости средств принято считать оборачиваемость активов (ОА) и продолжительность одного оборота (КА):
Оа = В / Аср
ОДа = Т / Оа = Аср*Т / В
где Аср — средняя по балансу предприятия стоимость активов за отчетный период времени Т, т. е. Аср = (А1+А2)/2 ,
В — выручка от реализации продукции за тот же период времени.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ: необходимость использования среднего значения активов обусловлена тем, что это значение берется из баланса (а баланс, как мы все помним, это «срез» деятельности предприятия НА какое-то число, например, на 31 декабря).
Значение же выручки берется откуда? Из отчета о прибылях и убытках!!! И эта отчетная форма – уже совершенно иная история – там показатели приводятся ЗА какой-то период времени, например, квартал!!!
Первый показатель характеризует отдачу активов и показывает, сколько рублей в среднем за отчетный период получено выручки в расчете на 1 рубль вложенных в активы средств. Второй показатель определяет в среднем период времени с момента вложения денежных средств в производство до момента их возвращения в денежной форме после реализации продукции (ее оплаты покупателями).
Как всегда и здесь все одним показателем не исчерпывается, и как уже было сказано выше, анализируется не только оборачиваемость активов организации в целом, но и их составных частей.
Например, одной из основных категорий оценки эффективности работы компании считают эффективность менеджеров в управлении основными средствами (ОС). Соответственно, есть и такой показатель как оборачиваемость основных средств:
ООС = В / Чистые ОСср
где Чистые ОСср = (Чистые ОС1 + Чистые ОС1)/2
Если показатель падает – это плохая тенденция, так как приходится все больше вкладывать в бизнес, чтобы его расширять (так как деньги мы вкладываем не только в оборотные активы, но и в основные средства). При этом рост оборачиваемости может быть связан и с некоторыми «манипуляциями», например, с продажей помещений : меньше имущества – лучше оборачиваемость!
И еще: при расчете показателей оборачиваемости активов чрезвычайно ВАЖНО учитывать способ оценки амортизации, потому что при прочих равных условиях показатели будут выше при ускоренном ее начислении.
«Оборачиваться» могут не только активы, но и задолженности. Собственно, показатели оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженностей оценивает условия предоставления и получения кредита. От того, насколько соответствуют сроки предоставленного предприятию кредита общим условиям его производственной и финансовой деятельности, зависит финансовое благополучие предприятия. Лучше, когда оборачиваемость кредиторской задолженности (в оборотах) немного ниже оборачиваемости дебиторской задолженности (соответственно, в днях – длиннее). Предприятие тогда имеет возможность использовать чужие условно «бесплатные» деньги. Но при этом, если предприятие вовремя не будет погашать свою задолженность, это грозит потерей репутации.
Формулы расчёта в днях самую малость меняются для кредиторской задолженности: принято сопоставлять ее значение, не с выручкой, а с себестоимостью. Для дебиторской же задолженности – все попрежнему.
ОД кз = КЗ ср * Т / Себестоимость
ОД дз = ДЗ ср* T / Выручка
В любом случае какая бы формула не использовалась в расчете, показатели деловой активности целесообразно рассматривать в динамике и в сравнении со среднеотраслевыми значениями.
***Кстати сказать, понятие оборачиваемости используется и в анализе информации по счетам.
Так, под оборачиваемостью в данном случае понимается:
О = Оборот по счету / Среднее значение сальдо счета
где О – выбытие активов и погашение пассивных обязательств.
При этом различают:
О активного счета = Оборот по кредиту / Среднее сальдо
О пассивного счета = Оборот по дебету / Среднее сальдо
Например:
В отношении товаров оборачиваемость можно трактовать так: сколько раз за отчетный период предприятие продает объем товарных запасов.
Сколько продадим зависит от начального сальдо, а сколько поступит – определит сальдо конечное.
О41 = Оборот по К / С н
О41 = Оборот по Д / Ск
— истина по середине J
Обратное будет справедливо для пассивного счета – например, для счета 60 – расчеты с поставщиками.
Если мы знаем, что оборачиваемость краткосрочных долгов за период превышает оборачиваемость оборотных активов – скорость поступления денежных средств, из которых можно погашать долги меньше, чем скорость возникновения долгов.
Ну и в продолжение темы задолженностей хотелось бы обратить ваше внимание на категории, появившееся в анализе сравнительно недавно: это устойчивые активы и пассивы.
Рассмотрение отчетных показателей в динамике позволяет сделать вывод о том, что всегда существует определенный минимум дебиторской и кредиторской задолженности, постоянно присутствующий в балансе. Соответственно, говорят, что есть:
Устойчивые пассивы – это минимальная сумма кредиторской задолженности предприятия перед контрагентами, постоянно присутствующая в пассиве баланса.
Устойчивые активы — это минимальная сумма дебиторской задолженности контрагентов перед предприятием, постоянно присутствующая в активе баланса.
Само собой, лучше, когда первое, больше второго! Это значит, что мы больше привлекаем кредитов, чем предоставляем!
ВАЖНЫЕ ВЫВОДЫ:
1. При расчете различных коэффициентов необходимо учитывать специфику деятельности организации (в частности, отрасль).
2. При сравнении со среднеотраслевыми показателями чрезвычайно важно знать, каким образом они рассчитывались.
3. Простыми словами: не столь важно что на что делить – главное чтобы конкретно для вашей организации этот показатель был объективен.
4. Необходимое условие качественного финансового анализа – последовательность в применении принятой методики расчета показателей.
Более того, особенности правил бухгалтерского учета и формирования отчетных показателей обусловливают необходимость корректировки рассматриваемых показателей. Так, например, при рассмотрении балансовых показателей необходимо произвести их корректировку.
В отношении актива баланса:
— Отнимаются низколиквидные активы
— Стоимость готовой продукции и товаров увеличивается до цен реализации
— Вычитается то, что никогда не будет продано или продано с уценкой.
В отношении пассива баланса:
— К собственным источникам образования имущества прибавляются доходы будущих периодов + резервы + долгосрочная задолженность + постоянные краткосрочные пассивы.
И если после всех ухищрений и корректировок анализ показывает наличие ряда «симптомов болезни», то дела компании не так хороши как хотелось бы…L:
• увеличиваются дебетовые обороты по счету 90, особенно по счету 91, при этом кредитовые обороты растут существенно медленнее
• возникает непрерывное увеличение удельного веса просроченной задолженности
• увеличивается сальдо счетов 41 и 43 при замедлении процессов оборачиваемости
• растут суммы просроченной кредиторской задолженности
• используются краткосрочные заемные средства для финансирования долгосрочных вложений
• снижение остатков по счетам денежных средств и запасов
• выплачиваются высокие дивиденды.