Учебные материалы по бухучету | Анализ финансовой отчетности лекция | Buhu5
ВУЗы по бухучету Готовые работы по бухучету Как писать работы по бухучету Примеры решения задач Решить задачу online

Анализ финансовой отчетности лекция


Анализ финансовой отчетности

Существует различные направления анализа финансовой отчетности. Например, когда объектом анализа выступает баланс, говорят, что есть:

Отрасль

Показатель

Мобильная связь

Средняя выручка от одного абонента

Розничная торговля

Выручка на кв. метр площади магазина

Авиакомпании

Пассажиро-милли

Гостиничный бизнес

Использование доступных номеро-дней

—  вертикальный анализ – когда, простыми словами, анализируется структура баланса и соотношения между статьями (рассчитываются коэффициенты);

—  горизонтальный анализ – когда показатели предыдущего шага рассматриваются в динамике.

Более того, в ряде отраслей используются исключительно свои специфические показатели, например:

Мы же рассмотрим некоторые показатели из «классики жанра» вертикального анализа. И для начала следует отметить, что, рассчитываемые коэффициенты можно объединить в четыре группы:

Группа коэффициентов

Что оценивает

Коэффициенты платежеспособности (ликвидности)

Способность расплатиться по своим долгам

(кстати: платежеспособностью называется способность расплатиться по своим долгам в принципе, ликвидностью – способность расплатиться в ближайшее время).

Коэффициенты структуры капитала или эффективности использования имущества (финансовой устойчивости)

Структуру источников средств (пассивов) и их размещение в активах, и по этому можно судить о финансовой независимости предприятия.

Коэффициенты рентабельности

Эффективность использования имеющихся ресурсов, эффективность управления.

Коэффициенты деловой активности (оборачиваемости средств)

Характеристику продукции, качество организации реализации.

Платежеспособность

В первую очередь здесь нужно помнить, что вопреки расхожему мнению расплатиться организация может не только непосредственно деньгами (наличными или безналичными), но и потенциально — продукцией, товарами, дебиторской задолженностью и т. д. Короче говоря, все перечисленное относится к оборотным активам (ОА) – раздел 2 баланса.

Одним из наиболее важных финансовых показателей является коэффициент текущей ликвидности или коэффициент покрытия.

Ктл = ОА / КО

где КО = КЗ +ЗС

Данный показатель рассчитывается путем деления оборотных активов (ОА) на ее краткосрочные обязательства – сумма кредиторской задолженности (КЗ) и заемных средств предприятия (ЗС).

Его экономическая интерпретация: сколько рублей финансовых ресурсов, вложенных в оборотные активы, приходится на 1 рубль текущих обязательств.

Для производственных предприятий в России установлена норма Ктл > 2, для других же организаций в силу различных отличий это значение может изменяться. Существенное превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами является нежелательным, т. к. это может свидетельствовать о нерациональной структуре активов: например, продукция не пользуется спросом, чрезмерное по величине незавершенное производство и т. д.

Поэтому важно помнить, что данный коэффициент является весьма грубым критерием оценки платежеспособности. Так как даже если значение коэффициента получится весьма «приличным», но продукция с трудом может быть реализована, способность организации расплатиться по своим долгам вызывает сомнения. Посему, для «повышения объективности» оценок используется ряд дополнительных показателей. Например, это показатель срочной ликвидности (Ксл) — отношение величины денежных средств компании (ДС) и ее краткосрочных обязательств (КО).

Ксл = ДС / КО

Также для проведения более детального анализа настоятельно рекомендуется при оценке платежеспособности дифференцировать долги по критерию срочности платежей!!!

Структура капитала или финансовая устойчивость

Ряд показателей платежеспособности и финансовой устойчивости взаимодополняют друг друга и в совокупности дают представление о благополучии финансового состояния предприятия. Если у предприятия обнаруживаются плохие показатели платежеспособности, но финансовая устойчивость не утеряна, то есть шансы выйти из кризисного положения. Поэтому следует рассмотреть такой важный показатель финансового состояния как коэффициент обеспеченности собственными средствами:

Косс = КР – ВА / ОА

где СОС = КР — ВА

Данный показатель определяется как отношение собственных оборотных средств предприятия (СОС) к величине оборотных активов (ОА). Величина собственных оборотных средств, в свою очередь, определяется как разница между значением собственных средств фирмы (КР – раздел «Капитал и резервы» баланса) и ее внеоборотных активов (ВА). Критическое значение этого показателя устанавливается для российских предприятий: Косс < 0,1. То есть формирование основных фондов предприятия и не менее чем 10 % оборотных должно происходить за счет его собственных средств.

Опять же существует ряд «дополняющих» коэффициентов. Например, это коэффициент маневренности собственных средств, который определяет долю собственных оборотных активов в общей величине собственных средств.

К маневр = КР – ВА / КР

С финансовой точки зрения повышение этого коэффициента и вообще его высокий уровень всегда положительно характеризуют предприятие: собственные средства при этом мобильны, большая часть их вложена не во внеоборотные активы, а в оборотные.

Ну и наконец есть такой замечательный коэффициент как финансовый леверидж (в переводе «рычаг»), формул для расчета которого просто превеликое множество. Самая, на мой взгляд, простая и логичная

Л = КР / П

где П – итог пассива

То есть данный показатель позволяет оценить долю собственных источников образования имущества в общем объеме источников этого самого имущества J. Почему рычаг? Говорят о том, что данный показатель имеет двоякую суть: при росте заемных средств и неизменных активах он увеличивает размер прибыли на 1 рубль собственных источников средств, а при неблагоприятной рыночной конъюнктуре увеличивает риск и размеры потерь собственных средств.

Важно помнить: есть еще понятие «производственный леверидж» и оно отлично от финансового левериджа! Если доля постоянных расходов велика, то говорят, что компания имеет высокий уровень производственного левериджа. Для такой компании иногда даже несущественное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли, поскольку свои постоянные расходы фирма вынуждена нести в любом случае независимо от объемов производства продукции.

Рентабельность

Следующая бесконечно важная группа показателей – показатели рентабельности. И оценивают они, как говорится, «самое дорогое» в деятельности компании. А к чему, собственно, стремится фирма? Правильно, к максимизации прибыли. Так вот эти показатели позволяют судить о прибыльности вашей бурной деятельности J!

Коэффициент рентабельности продаж демонстрирует долю балансовой прибыли (БП) в объеме продаж или, другими словами, выручки предприятия (В). Он рассчитывается как отношение прибыли и выручки от продаж продукции и услуг компании.

Rп = БП / В *100%

Ряд экспертов указывают на приемлемое значение этого показателя = 20 %. Но все это весьма субъективно и зависит как от отрасли, так и от преследуемых целей.

И тут опять есть «дополняющие» коэффициенты. Например, коэффициент рентабельности собственного капитала (средств) позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в финансовые активы (ценные бумаги). Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании.

R cc = БП / КР * 100%

Оборачиваемость

Осталась последняя – очень хитрая группа показателей J — оборачиваемости или деловой активности.

Используют два типа показателей оборачиваемости: в оборотах, указывающие среднее число оборотов средств, вложенных в активы данного вида, и в днях, измеряющую продолжительность одного оборота средств, вложенных в данный вид активов или пассивов.

Наиболее общими показателями оборачиваемости средств принято считать оборачиваемость активов (ОА) и продолжительность одного оборота (КА):

Оа = В / Аср

ОДа = Т / Оа = Аср*Т / В

где Аср — средняя по балансу предприятия стоимость активов за отчетный период времени Т, т. е. Аср = (А1+А2)/2 ,

В — выручка от реализации продукции за тот же период времени.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ: необходимость использования среднего значения активов обусловлена тем, что это значение берется из баланса (а баланс, как мы все помним, это «срез» деятельности предприятия НА какое-то число, например, на 31 декабря).

Значение же выручки берется откуда? Из отчета о прибылях и убытках!!! И эта отчетная форма – уже совершенно иная история – там показатели приводятся ЗА какой-то период времени, например, квартал!!!

Первый показатель характеризует отдачу активов и показывает, сколько рублей в среднем за отчетный период получено выручки в расчете на 1 рубль вложенных в активы средств. Второй показатель определяет в среднем период времени с момента вложения денежных средств в производство до момента их возвращения в денежной форме после реализации продукции (ее оплаты покупателями).

Как всегда и здесь все одним показателем не исчерпывается, и как уже было сказано выше, анализируется не только оборачиваемость активов организации в целом, но и их составных частей.

Например, одной из основных категорий оценки эффективности работы компании считают эффективность менеджеров в управлении основными средствами (ОС). Соответственно, есть и такой показатель как оборачиваемость основных средств:

ООС = В / Чистые ОСср

где Чистые ОСср = (Чистые ОС1 + Чистые ОС1)/2

Если показатель падает – это плохая тенденция, так как приходится все больше вкладывать в бизнес, чтобы его расширять (так как деньги мы вкладываем не только в оборотные активы, но и в основные средства). При этом рост оборачиваемости может быть связан и с некоторыми «манипуляциями», например, с продажей помещений : меньше имущества – лучше оборачиваемость!

И еще: при расчете показателей оборачиваемости активов чрезвычайно ВАЖНО учитывать способ оценки амортизации, потому что при прочих равных условиях показатели будут выше при ускоренном ее начислении.

«Оборачиваться» могут не только активы, но и задолженности. Собственно, показатели оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженностей оценивает условия предоставления и получения кредита. От того, насколько соответствуют сроки предоставленного предприятию кредита общим условиям его производственной и финансовой деятельности, зависит финансовое благополучие предприятия. Лучше, когда оборачиваемость кредиторской задолженности (в оборотах) немного ниже оборачиваемости дебиторской задолженности (соответственно, в днях – длиннее). Предприятие тогда имеет возможность использовать чужие условно «бесплатные» деньги. Но при этом, если предприятие вовремя не будет погашать свою задолженность, это грозит потерей репутации.

Формулы расчёта в днях самую малость меняются для кредиторской задолженности: принято сопоставлять ее значение, не с выручкой, а с себестоимостью. Для дебиторской же задолженности – все попрежнему.

ОД кз = КЗ ср * Т / Себестоимость

ОД дз = ДЗ ср* T / Выручка

В любом случае какая бы формула не использовалась в расчете, показатели деловой активности целесообразно рассматривать в динамике и в сравнении со среднеотраслевыми значениями.

***Кстати сказать, понятие оборачиваемости используется и в анализе информации по счетам.

Так, под оборачиваемостью в данном случае понимается:

О = Оборот по счету / Среднее значение сальдо счета

где О – выбытие активов и погашение пассивных обязательств.

При этом различают:

О активного счета = Оборот по кредиту / Среднее сальдо

О пассивного счета = Оборот по дебету / Среднее сальдо

Например:

В отношении товаров оборачиваемость можно трактовать так: сколько раз за отчетный период предприятие продает объем товарных запасов.

Сколько продадим зависит от начального сальдо, а сколько поступит – определит сальдо конечное.

О41 = Оборот по К / С н

О41 = Оборот по Д / Ск

— истина по середине J

Обратное будет справедливо для пассивного счета – например, для счета 60 – расчеты с поставщиками.

Если мы знаем, что оборачиваемость краткосрочных долгов за период превышает оборачиваемость оборотных активов – скорость поступления денежных средств, из которых можно погашать долги меньше, чем скорость возникновения долгов.

Ну и в продолжение темы задолженностей хотелось бы обратить ваше внимание на категории, появившееся в анализе сравнительно недавно: это устойчивые активы и пассивы.

Рассмотрение отчетных показателей в динамике позволяет сделать вывод о том, что всегда существует определенный минимум дебиторской и кредиторской задолженности, постоянно присутствующий в балансе. Соответственно, говорят, что есть:

Устойчивые пассивы – это минимальная сумма кредиторской задолженности предприятия перед контрагентами, постоянно присутствующая в пассиве баланса.

Устойчивые активы — это минимальная сумма дебиторской задолженности контрагентов перед предприятием, постоянно присутствующая в активе баланса.

Само собой, лучше, когда первое, больше второго! Это значит, что мы больше привлекаем кредитов, чем предоставляем!

ВАЖНЫЕ ВЫВОДЫ:

1.  При расчете различных коэффициентов необходимо учитывать специфику деятельности организации (в частности, отрасль).

2.  При сравнении со среднеотраслевыми показателями чрезвычайно важно знать, каким образом они рассчитывались.

3.  Простыми словами: не столь важно что на что делить – главное чтобы конкретно для вашей организации этот показатель был объективен.

4.  Необходимое условие качественного финансового анализа – последовательность в применении принятой методики расчета показателей.

Более того, особенности правил бухгалтерского учета и формирования отчетных показателей обусловливают необходимость корректировки рассматриваемых показателей. Так, например, при рассмотрении балансовых показателей необходимо произвести их корректировку.

В отношении актива баланса:

— Отнимаются низколиквидные активы

— Стоимость готовой продукции и товаров увеличивается до цен реализации

— Вычитается то, что никогда не будет продано или продано с уценкой.

В отношении пассива баланса:

— К собственным источникам образования имущества прибавляются доходы будущих периодов + резервы + долгосрочная задолженность + постоянные краткосрочные пассивы.

И если после всех ухищрений и корректировок анализ показывает наличие ряда «симптомов болезни», то дела компании не так хороши как хотелось бы…L:

•  увеличиваются дебетовые обороты по счету 90, особенно по счету 91, при этом кредитовые обороты растут существенно медленнее

•  возникает непрерывное увеличение удельного веса просроченной задолженности

•  увеличивается сальдо счетов 41 и 43 при замедлении процессов оборачиваемости

•  растут суммы просроченной кредиторской задолженности

•  используются краткосрочные заемные средства для финансирования долгосрочных вложений

•  снижение остатков по счетам денежных средств и запасов

•  выплачиваются высокие дивиденды.

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020

А ты боишься COVID-19?

 Пройди опрос и получи промокод