Анализ производственной деятельности предприятия
Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003, библиографические ссылки по ГОСТ Р 7.0.5-2008.
В приложениях обязательно приводится полная балансовая отчетность предприятия за анализируемые годы.
Раздел 1. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Анализ объёма производства.
Товарная продукция (ТП) является основой формирования входящего денежного потока предприятия и характеризует объём производства в стоимостном выражении. Цель анализа объёма производства – оценка динамики ТП и влияния на стоимость ТП изменений объёма производства товаров работ и услуг в натуральном выражении и изменений цен реализации.
Анализ динамики ТП проводится по данным о производстве каждого вида продукции отдельно в натуральном и стоимостном выражении. В целом динамика объёма товарной продукции оценивается только в стоимостном выражении.
Фактор изменения объёма производства в натуральном выражении раскладывается на составляющие – изменение объёма в натуральном выражении при сохранении базовой структуры производства и изменение структуры производства при фактическом объёме производства в натуральном выражении.
Фактор изменения цен включает также две составляющих – изменение цен под влиянием инфляции и изменение цен вследствие учета конъюнктуры рынка. Поскольку непосредственно измерить влияние конъюнктуры на цены невозможно, то эта составляющая оценивается по остаточному принципу.
Исходные данные для анализа: ведомость №16/1 учета реализации продукции по отгрузке, формы 1 и 2 бухгалтерского отчета, форма № П-1 (за декабрь) статистической отчетности, журнал-ордер № 11, и иные учетные данные.
Для проведения анализа необходимо выбрать данные о производстве и реализации продукции в натуральном выражении и ценах реализации за анализируемые периоды.
ПРИМЕЧАНИЕ: В случае отсутствия этих данных или большой номенклатуры производства, по указанию преподавателя выбираются 4 наименования типичной продукции предприятия. Для этих наименований по указанию преподавателя устанавливаются цены и натуральные объемы производства, дающие в итоге расчетный объем выпуска товарной продукции за соответствующий год.
При использовании данных предприятия в таблицу 1.1 первоначально заносятся сведения о выпуске продукции в натуральном выражении. Затем отдельно рассчитываются средние цены реализации каждого виды продукции.
Средняя цена i-го вида продукции определяется как средневзвешенная цена реализации этой продукции в соответствующем году:
,
где NiK – объем реализации i-й продукции по к-й цене;
ЦiK – значение цены к-го объема поставки по реализации.
Для расчета средних цен рекомендуется составить самостоятельно отдельную таблицу. Из нее значения средних цен вносятся в таблицу 1.1.
После этого рассчитываются и заносятся в таблицу 1.1 объемы производства в стоимостном выражении. Указанные расчеты производятся за базисный, предыдущий и отчетный годы.
По статистическим данным об инфляции находятся индексы инфляции за предыдущий и отчетный годы и также вносятся в таблицу 1.1. Определяются объемы производства в ценах за вычетом инфляции. Определяются цепные темпы роста по периодам, среднегодовые темпы роста (как среднегеометрические).
По сформированным в таблице 1.1 данным проводится методом цепных подстановок факторный анализ изменения объема производства в стоимостном выражении.
Таблица 1.1 Анализ динамики объема производства.
ПРОДУКЦИЯ и индексы |
Объем и динамика объема производства |
Среднегодовой индекс роста |
|||||||||||||||
Базовый год |
Предыдущий год |
Отчетный год |
|||||||||||||||
В нату-ральных едини-цах |
Средняя цена, руб./ед |
Объем, руб. |
В нату-ральных едини-цах |
Средняя цена, руб./ ед |
Объем руб. |
Объем за вычетом инфляции, руб. 7/КИНФ1 |
Темп роста, % |
В нату-ральных едини-цах |
Средняя цена, руб./ ед |
Объем, руб. |
Объем за вычетом инфляции, руб. 13/КИНФ2 |
Темп роста, % |
|||||
в текущих ценах, руб 7/4 |
в ценах за вычетом инфляции 8/4 |
в текущих ценах, руб 13/7 |
в ценах за вычетом инфляции 14/8 |
в текущих ценах |
в ценах за вычетом инфляции |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
Изделие …. |
|||||||||||||||||
….. |
|||||||||||||||||
….. |
|||||||||||||||||
….. |
|||||||||||||||||
Итого |
|||||||||||||||||
Индекс роста инфляции |
Факторный анализ производства товарной продукции проводится по модели:
где Ni – выпуск продукции i-й номенклатурной позиции в натуральном выражении;
Уi – удельный вес продукции i-й номенклатурной позиции в товарной продукции в натуральном выражении;
Цi – цена единицы продукции i-й номенклатурной позиции;
КИНФ – коэффициент инфляции;
ККОН – коэффициент конъюнктуры.
Сначала определяется общее изменение объема производства в стоимостном выражении:
Здесь индексы «1» и «0» означают анализируемый и предшествующий ему периоды. В таблице 1.1 и далее это сначала «предшествующий» и «базовый» периоды, затем «отчетный» и «предшествующий».
Далее методом цепных подстановок производятся следующие расчеты.
Находится изменение выпуска товарной продукции по фактору изменения выпуска продукции в натуральном выражении при неизменных удельных весах и цене:
где — изменение выпуска товарной продукции вследствие изменения объема производства в натуральном выражении.
Находится изменение объема товарной продукции вследствие изменения структуры ее производства в натуральном выражении:
Вычисляется изменение объема товарной продукции за счет изменения цен под влиянием инфляции и конъюнктуры:
При некоторых допущениях
Отсюда, учитывая, что для базисных периодов коэффициенты инфляции и средний коэффициент конъюнктуры равны единице (КИНФ 0 =1 и ККОН. СР 0 =1) изменение объема продаж под влиянием инфляции:
В завершение факторного анализа рассчитывается по остаточному принципу изменение объема продаж под влиянием учета конъюнктуры рынка:
После выполнения расчетов проводится проверка, по условию которой должно соблюдаться равенство:
Если в анализируемых периодах происходили изменения номенклатуры выпускаемой продукции, то в тех периодах, когда продукция не выпускалась, объему ее выпуска и цене присваиваются нулевые значения.