Аудиторы и аудиторские фирмы
Аудиторская фирма — юридическое лицо, созданное для занятия аудиторской деятельности и получившее лицензию (наличие не менее 3 человек).
Аудиторы и аудиторские фирмы по результатам аудиторской деятельности предоставляют Минфину отчет 2 раза в год.
Основные функции аудиторских фирм:
1. проведение независимой экспертизы бухгалтерских отчетов
2. проверка соотношения организации бухгалтерского учета нормативных документов по его ведению
3. оказание услуг по научному и методическому обеспечению
Принципы регулирования аудита делятся на 2 группы:
-профессиональной этики
-методологические принципы
Профессиональная этика:
*профессионализм, знания и компетентность
*профессиональная независимость
*честность, справедливость, объективность
*конфиденциальность
*несовместимые дискредитирующие действия
*вежливость и внимание к заказчику
*отношения между аудиторами
*реклама
*оплата за аудиторские услуги
*разрешение конфликтов
*соответствие настоящего кодекса международным нормативам
Аудитор должен: планировать свою работу таким образом, чтобы она была выполнена эффективно, качественно на высоком профессиональном уровне и в срок предусмотренным договорам, для этого составляется «План ожидаемых работ аудитора» с описанием предполагаемого объема и характера проведения аудиторских процедур (сплошная, выборочная, комбинированная).
Последним этапом аудиторской проверки является составление аудиторского заключения, которое состоит из отдельных документов, справка(акт), итоговые заключения.
Справка(акт) должен содержать:
-номер договора
-ФИО аудитора
-наименование и адрес заказчика
-состояние организации бухгалтерского учета
-факты выявленных нарушений в ведении бухгалтерского учета
Акт составляется в 2 экземплярах: 1-заказчику, 2-аудитору
Подписываются акты аудитором, проводившим проверку и заверяется печатью аудиторской фирмы.
Аудиторский риск и ответственность:
1. собственный риск (нарушение не выявляется внутренним контролем
2. риск контроля (не выявляется искаженная информация внутренним контролем)
3. риск выявления (ошибки не выявлены аудиторами, в результате несоответствия аудиторских процедур)
В процессе аудита имеет место риск того, что некоторая существенная недостоверная информация может остаться не выявленной аудитором.
За причиненный предприятию ущерб несут ответственность:
-административную (административное взыскание)
-дисциплинарную (замечание, выговор, увольнение)
-материальную
-уголовную
Ответственность бывает:
-уголовная
-административная
-гражданская
Основные приемы проведения ревизии.
Общие приемы (способы):
1. экономический анализ (результаты оформляются аналитическими таблицами, графиками или текстовым описанием), он позволяет вскрыть неиспользованные резервы роста эффективности производства.
2. обследование (ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте). Результаты оформляются докладными записками, справками.
3. расследование (осуществляется только судебно-следственными органами, оформляется протоколами и постановлениями). В результате устанавливаются виновные должностные лица, в тех или иных нарушениях законности.
4. разновидность — служебное расследования (проверка соблюдения работниками предприятия должностных обязанностей и нормативных актов (при хищении, недостачах, порчах ТМЦ).
Специальные приемы и способы.
Существуют специальные способы и приемы контроля, которые подразделяются на приемы и способы документального контроля, и приемы и способы фактического контроля.
Приемы и способы документального контроля:
1. формальная проверка документов- проверка полноты и правильности заполнения реквизитов, соблюдение порядковой нумерации, наличие соответствующих подписей.
2. арифметическая — проверка правильности проставленных цен, наценок, скидок, количества, таксировок, подсчет итогов.
3. экспертная проверка — направлена на выявление подделок в документах.
4. логическая проверка — соответствие хоз-х операции отраженных в документе с различными взаимосвязанными показателями, событиями и определение была ли объективная возможность возникновения этой операции.
5. встречная — сопоставляются документы и записи в учетных регистрах относящихся к одним и тем же взаимосвязанным операциям.
6. контрольное сличение — когда остаток на начало проверяемого периода вместе с документальным приходом должен быть равен документальному расходу вместе с остатком на конец проверяемого периода (остатки базируются из инвентарной описи).
7. обратная калькуляция — при этом приеме устанавливаются факты незаконного списания сырья, материалов на производство.
8. проверка документов по данным корреспондирующих счетов — это когда, при неверной корреспонденции счетов, отсутствии бухгалтерских проводок, необоснованных сторнировочных и дополнительных записей, выявляются злоупотребления, нецелесообразные операции или совершенные незаконные действия.
Специальные приемы и способы фактического контроля:
1. инвентаризация
2. контрольные обмеры — проверка расходования строительных материалов в сравнении с нормами и фактическим выполнением объемов работ
3. обследование объектов — проверяется сохранность имущества непосредственно на объектах (наличие сырья, материалов, ГП, ОС, а так же условия их хранения на складах, действенность пропускной системы предприятия при ввозе и вывозе сырья и ГП)
4. контрольный запуск сырья и материалов в производство — проверка в присутствии ревизора и приглашенного специалиста всего технологического процесса, начиная от взвешивания сырья и материалов, его обработки и заканчивая взвешиванием ГП
5. лабораторные анализы
Этапы контрольно-ревизионного процесса:
1. подготовка к проведению ревизии
2. проведение ревизии в соответствии с программой: а)установление делового контакта с руководством проверяемого предприятия, б)оповещение, в)инвентаризация кассы, г)общее ознакомление с объектами контроля, д)ревизионное обследование предприятия и контролирование инвентаризации, е)определение материального ущерба
3. оформление результатов ревизии
4. реализация материалов ревизии
5. контроль за выполнением решений, по результатам ревизии
Планирование учета и отчетности контрольно-ревизионной комиссией, работы.
Контрольно-ревизионная служба составляет перспективные и текущие планы. Текущие планы составляет на предстоящий календарный год, которые состоят из двух разделов: а)документирование ревизии, б)тематические проверки
В годовом плане обычно указывается следующее:
1. наименование мА место нахождения ревизионных предприятий
2. сведения о предыдущей ревизии по каждому предприятию
3. ревизуемый период
4. вид ревизии
5. срок проведения ревизии
6. продолжительность ревизии (не более 30 дней)
7. исполнители
В среднем на одного ревизора планируется в год 8 ревизий (2/3 рабочего времени), 1/3 на подготовку к ревизии, на проведение внеплановых ре5визии, учебу, очередной отпуск.
На основании годовых планов КРР, работник КРУ разрабатывает план — график работы на год (такие же графы, как и в плане работы КРУ +графа «Отметка о выполнении»). Перед выездом на проверяемое предприятие, ревизор должен провести подготовительную работу, т. е. изучить нормативные акты по деятельности проверяемых объектов, изучить бухгалтерскую и статистическую отчетность, акты предыдущих ревизий, приказы вышестоящих органов.
После этого руководитель ревизионной службы составляет программу ревизии. Руководитель распределяет задания между ревизорами, на основании этого они составляют рабочие планы проведения ревизии. В рабочем плане указывают:
-перечень работ подлежащих выполнению во время проведения ревизии
-сроки их выполнения и способ проверки
При составлении рабочего плана следует зарезервировать примерно 3 дня для составления акта ревизии и дополнительной проверки фактов, в связи с возражениями должностных лиц, а так же для доклада результатов ревизии администрации предприятия.
По результатам ревизии в ходе, которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт ревизии, если нет нарушений — оформляется справка.
Акт ревизии состоит из двух частей:
1. «Вступительная», в которой отражается краткие данные о предприятии, его организационной структуре, виде деятельности, а так же указываются способы проверки и это часть заканчивается фразой:»Настоящей ревизией установлено следующее».
2. «Результатная часть»- представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков, злоупотреблений в процессе деятельности предприятия.
Акт составляется в 3 экземплярах: 1-руководителю предприятия, 2-вышестоящей организации, 3-КРУ с пометкой о вручении первого и второго экземпляра. Подписывает акт руководитель ревизионной группы, руководитель предприятия, гл. бухгалтер предприятия и ставиться печать предприятия.
Чтобы составить акт ревизии в течение проверки ревизоры ведут «Рабочий журнал», в котором отмечают все без исключения выявленные нарушения и сумму материального ущерба, а также виновных лиц. Для учета выполнения плана в КРУ ведется журнал регистрации ревизией проверок и принятых по ним решений. На основании данных этого журнала, составляют отчет по форме 2Р «Отчет о контрольно-ревизионной работе» (за полугодие и за год). Отчет направляется в вышестоящие организации КРУ.