Бухгалтерская финансовая отчетность
Бухгалтерская финансовая отчетность
Литература: зачет: 1 вопрос теоретический и 2 практическое задание
Тема 1: Состав и основные правила формирования показателей отчетности
Вопросы:
1. Требование, состав и порядок представления отчетности
2. Нормативное регулирование отчетности
3. Подготовительная работа при составлении отчетности
1. Требование, состав и порядок представления отчетности
В рыночной экономике бухгалтерская отчетность играет важную роль, так как она выступает в качестве одного из основных источников информации для многих групп пользователей.
Она позволяет определить имущественное и финансовое положение организации.
Бухгалтерская финансовая отчетность – свод взаимосвязанных показателей, дающий характеристику имущественного и финансового положения организации и результатов ее деятельности на основе данных учета по установленным формам.
Знание бухгалтерской отчетности определяется требованиями, предъявляемыми к ее составлению:
1) достоверность – отчетность базируется не только на информации бухгалтерского учета, но и на других видах учета; а формируется она исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету;
2) полнота – его соблюдение позволяет принимать правильные управленческие решения; с этой целью данные синтетического и аналитического учета должны быть подтверждены результатами инвентаризации и / или заключением независимого аудитора (акционерные общества, банки, страховые компании, фондовые организации обязательно должны получить аудиторское заключение по своей отчетности прежде чем предоставить свою отчетность в другие организации)
3) нейтральность – исключение одностороннего удовлетворения интересов одних групп пользователей перед другими; информация не будет считаться нейтральной, если путем отбора и формы представления она будет влиять на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
4) сопоставимость – наличие одинаковых показателей отчетности в течение длительного периода времени (если меняется – необходимо пересчитать показатели в соответствии с новыми требованиями)
5) публичность – предоставление отчетности и ее публикации в соответствии с действующим законодательством; публикация производится в установленных СМИ или распространяется отдельными изданиями не позднее 1 июня следующего за отчетным годом.
При формировании отчетности используются следующие понятия:
· отчетная дата – дата, на которую составляется отчетность (последний день отчетного периода)
· отчетный период – период, за который составляется отчетность (с 1 января по 31 декабря обычно, если вновь созданные предприятия то: если образовано до 1 октября à с даты регистрации по 31 декабря отчетного года, если после 1 октября à с момента регистрации по 31 декабря следующего года).
· пользователи отчетности – юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации (инвесторы (покупка акций или вклад в уставный капитал), банки, поставщики (проверяют платежеспособность и задолженность кредиторская), покупатели (задолженность дебиторская должна быть большой – как товарные кредиты вместо предоплаты), работники организации (платежеспособность, вероятность банкротства), налоговые и государственные органы (правильность начисления и уплаты налогов; статистическая отчетность)).
Отчетность классифицируется по срокам составления:
a. отчетность периодическая – на внутригодовую дату (30 марта, 30 июня, 30 сентября – нарастающим итогом)
b. отчетность годовая – составляется на 31 декабря
Периодическая отчетность предоставляется не позднее 30 дней после окончания отчетного периода.
Годовая отчетность – не позднее 90 дней после окончания отчетного периода.
Все показатели отчетности отражаются в валюте РФ в тысячах рублей или миллионах. И предоставляются минимум за два отчетных периода (в новом балансе их 3).
Типовые формы отчетности и инструкции о порядке их заполнения разрабатывает и утверждает Минфин РФ. Но отраслевые министерства могут вносить дополнительные показатели в типовые формы и разрабатывать специализированные формы отчетности.
В состав годовой отчетности включаются:
· бухгалтерский баланс (форма №1) и приложения к балансу:
o отчет о прибылях и убытках (форма №2)
o отчет об изменениях капитала (форма №3)
o отчет о движении денежных средств (форма №4)
o приложение к бух балансу (форма №5)
o специализированные отраслевые формы
o пояснительная записка
o аудиторское заключение (для организаций, подлежащих обязательному аудиту)
В состав периодической отчетности включаются:
· бухгалтерский баланс
· отчет о прибылях и убытках
Пояснительная записка может составляться в периодической отчетности по усмотрению организации.
2. Нормативное регулирование отчетности
При ведении учета и составления отчетности необходимо руководствоваться основными нормативными документами, регулирующими данное положение: основные документы:
1) ФЗ «О бухгалтерском учете»
2) ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
3) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
В этих документах дается определение отчетности, состав, требования, порядок предоставления и публикации, содержание основных форм отчетности, порядок их оценки и формирования.
Кроме этих нормативных документов в отдельных ПБУ имеются разделы по отражению информации в отчетности о конкретных объектах бухгалтерского учета. (ПБУ 5/01 Учет МПЗ; ПБУ 6/01 основные средства – последние разделы «Раскрытие информации в отчетности»). Всего 23 ПБУ «Отчет о движении денежных средств» последнее.
Также при составлении отчетности необходимо использовать план счетов, нормативные документы по учету затрат и отраслевые инструкции по ведению учета.
3. Подготовительная работа при составлении отчетности
Составлению отчетности должны предшествовать процедуры, которые позволяют обеспечить требования полноты и достоверности.
Такая работа производится в 4 этапа:
1 этап: проведение годовой инвентаризации
Инвентаризация производится:
· производственных запасов – не ранее 1 октября
· незавершенного производства – не ранее 1 декабря
· денежных средств – ежеквартально
· основных средств – 1 раз в три года
При этом результаты инвентаризации оформляются инвентаризационными описями, сличительными ведомостями (если расхождения) и бухгалтерскими справками (отражение результатов инвентаризации).
Если излишки Д 10, К 91. Если недостачи Д 94 К 10, причина естеств. убыль Д 26,44 К 94, МОЛ Д 73 К 94.
2 этап: проверка записи на счетах.
Составляется оборотно-сальдовая ведомость по аналитическим счетам и оборотная ведомость по синтетическим счетам (равенство начальных остатков, равенство оборотов, равенство конечных остатков).
3 этап: исправление записей на счетах
Отражение ошибок в учете производится в том отчетном периоде, в котором они были выявлены, если ошибки влияют на финансовый результат, то они отражаются на счете 91 как прибыль (убыток) прошлых лет, выявленные в отчетном году.
4 этап: закрытие счетов (не остается остатка на конец года)
Последовательность закрытия счетов определяется их назначением:
· первым закрывают счет 23 по субсчетам: Д 20,25,26 – К 23
· затем распределяются 25 и 26 счета: Д 20 — К 25,26
· определяем и списываем калькуляционную разницу (между плановой и фактической себестоимостью) по готовой продукции: 1 вариант Д 43 – К 20 à списываем по каналам использования Д 90 – К 43; 2 вариант списать на прямую Д 90 — К 20
· определяем финансовый результат от продаж и сальдо прочих доходов и расходов и закрываем счета 90 и 91. 90 счет закрываем внутри счета по субсчетам: закрытие субсчета 1: Д 90.1 – К 90.9. закрытие субсчета: Д 90.9 – К 90.2,3,4 и т. д.. Прибыль от продаж: Д 90.9 К 99 à Д 99 — К 90.9…… С 91 счетов нужно определить сально доходов и расходов : если доходы больше Д 91.9 К 99, если расходы больше Д 99 К 91.9 Закрываем счет 91: первый субсчет Д 91.1 К 91.9, второй субсчет Д 99 К 91.2.
· закрываем счет 99 и определяем окончательный финансовый результат – это операция называется реформацией баланса: если прибыль Д 99 К 84 (нераспределенная прибыль), если убыток Д 84 к 99 (непокрытый убыток)
Тема 2: Форма №1: Бухгалтерский баланс
Вопросы:
1. Формирование показателей актива баланса
2. Формирование показателей пассива баланса
3. Порядок отражения в отчетности ценностей, учитываемых на забалансовых счетах
1. Формирование показателей актива баланса
В бухгалтерском балансе по каждой статье определяются показатели на начало и конец отчетного периода. В соответствии с нормативными документами организации имеют право приводить показатели за период более 2 лет и исключать из баланса строки, которые не отражают деятельность организации.