Учебные материалы по бухучету | История экономических учений | Buhu5
ВУЗы по бухучету Готовые работы по бухучету Как писать работы по бухучету Примеры решения задач Решить задачу online

История экономических учений


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История экономических учений

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Дисциплина «История экономических учений» ориентирована на изучение процесса становления, развития и смены различных экономических школ с целью получения комплексной картины состояния современной экономической теории.

1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)

знание основ экономической теории, вводных курсов микроэкономики, экономической истории

1.3. Перечень результатов обучения

В результате изучения дисциплины студенты приобретают

— понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе;

— знание основных теоретических концепций и экономических школ;

— умение определять исходные предпосылки теоретических концепций и экономических школ;

— навыки классифицирования экономических концепций и определения их принадлежности к существующим направлениям экономической мысли;

— умение проводить сравнительный анализ экономических школ.

1.4. Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий

В качестве активных и интерактивных форм учебных занятий используются анализ конкретных ситуаций, групповые дискуссии, обсуждение вопросов, вынесенных на самостоятельную подготовку.

Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий

2.1. Организация учебных занятий

2.1.1 Основной курс

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Период обучения (модуль)

Контактная работа обучающихся с преподавателем

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных

форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные работы

контрольные работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

итоговая аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

сам. раб. с использованием

методических материалов

текущий контроль (сам. раб.)

промежуточная аттестация (сам. раб.)

итоговая аттестация

(сам. раб.)

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

очная форма обучения

Семестр 2

Модуль I.

8

8

0,5

5

10

4

2-100

10-25

2-25

1-1

Семестр 2

Модуль II.

10

10

0,5

7

2-100

10-25

2-25

1-1

Семестр 2

Модуль III.

10

10

2

1

8

2-100

10-25

2-100

2-25

1-1

ИТОГО

28

28

4

2

2

20

20

10

5

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т. п.

Формы текущего контроля успеваемости

Виды промежуточной аттестации

Виды итоговой аттестации (только для программ итоговой аттестации и для дополнительных образовательных программ)

Виды

Сроки

Формы

Сроки

Основная траектория

очная форма обучения

Семестр 2.

Модуль I-III.

оценка работы студентов на семинарских занятиях

24-38 нед.

экзамен

по графику промежуточной аттестации

2.2. Структура и содержание учебных занятий

Модуль I. Доклассическая экономическая мысль.

Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений.

Лекция 1.

Предмет истории экономических учений. Методы истории экономических учений. Цели изучения истории экономических учений. (1 час.)

Тема 2. Античная и средневековая экономическая мысль.

Лекция 2.

Общая характеристика доклассического периода. Проблема ценности, денег, общественного разделения труда в работах античных философов. Экономическая мысль схоластов. (1,5 час.)

Семинарское занятие 1.

Дискуссия: предмет и метод истории экономических учений. Анализ конкретных ситуаций: античная и средневековая экономическая мысль. (2 часа)

Тема 3. Меркантилизм.

Лекция 3.

Предмет и метод меркантилизма, предпосылки его возникновения. Два этапа в развитии меркантилизма. Экономическая политика меркантилизма. (2 часа)

Семинарское занятие 2.

Анализ конкретной ситуации: работа Т. Мана “Богатство Англии во внешней торговле”. Дискуссия на тему «Национальные особенности меркантилизма». (2 часа)

Тема 4. Зарождение классического подхода в XVII-XVIII вв.

Лекция 4.

Теория ценности В. Петти. Теория денег в трудах Дж. Локка, Р. Кантильона, Д. Юма. Формирование доктрины либерализма в трудах П. Буагильбера, В. де Гурнэ. Экономическая теория Ф. Кенэ. (3,5 часа)

Семинарское занятие 3.

Анализ конкретных ситуаций: работа У. Петти «Трактат о налогах и сборах». (2 часа)

Семинарское занятие 4.

Дискуссия на тему «Теория денег Д. Юма». (2 часа)

Модуль II. Экономические учения XIX века.

Тема 5. Классическая политэкономия.

Лекция 1.

Предмет и метод классической политической экономии. Экономический человек, «невидимая рука» рынка. Проблема экономической роли государства в классической политэкономии. Теория ценности в классической политэкономии. Классическая теория заработной платы. Рикардианская теория ренты. Классическая теория распределения. (3,5 часа)

Лекция 2.

Экономические идеи Ж. Б. Сэя. (1,5 часа)

Семинарское занятие 1.

Дискуссия на тему «Классическая теория капитала». Анализ конкретных ситуаций: теория сравнительных преимуществ Рикардо. Закон народонаселения Мальтуса. (2 часа)

Тема 6. Неортодоксальная экономическая теория XIX века.

Семинарское занятие 2.

Этапы развития, основные представители и теоретические особенности немецкой исторической школы. Возникновение радикальной экономической теории. Дискуссия на тему «Экономические идеи социалистов-утопистов». Предмет и метод теории К. Маркса. Анализ конкретных ситуаций: основные положения марксистской экономической теории. (4 часа)

Тема 7. Маржинализм.

Лекция 3.

Предмет и метод маржинализма. Общая характеристика раннего маржинализма. Лозаннская школа маржинализма: особенности методологии. Основные идеи и теоретические подходы представителей лозаннской школы. (3 часа)

Лекция 4.

Особенности предмета и метода англо-американского маржинализма. Вклад представителей англо-американской школы в экономическую науку. (2 часа)

Семинарское занятие 3.

Дискуссия на тему «Предмет и метод исследования представителей австрийской школы». Анализ конкретных ситуаций: основные идеи и теоретические подходы представителей австрийской школы. Основные экономические идеи Дж. Б. Кларка. (4 часа)

Модуль III. Экономическая теория ХХ века.

Тема 8. Формирование неоклассической теории.

Лекция 1.

Предмет и метод неоклассической теории. Неоклассическая теория полезности. Развитие теории ценности в работах неоклассических экономистов. Неоклассическая теория распределения. (3 часа)

Семинарское занятие 1.

Коллективная дискуссия: предмет и метод неоклассической теории. Анализ конкретной ситуации: неоклассическая теория денег. Дискуссия в малых группах: функции предпринимателя и теория прибыли (3 часа)

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020

А ты боишься COVID-19?

 Пройди опрос и получи промокод