История экономических учений
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ История экономических учений
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины Дисциплина «История экономических учений» ориентирована на изучение процесса становления, развития и смены различных экономических школ с целью получения комплексной картины состояния современной экономической теории. 1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) знание основ экономической теории, вводных курсов микроэкономики, экономической истории 1.3. Перечень результатов обучения В результате изучения дисциплины студенты приобретают — понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе; — знание основных теоретических концепций и экономических школ; — умение определять исходные предпосылки теоретических концепций и экономических школ; — навыки классифицирования экономических концепций и определения их принадлежности к существующим направлениям экономической мысли; — умение проводить сравнительный анализ экономических школ. 1.4. Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий В качестве активных и интерактивных форм учебных занятий используются анализ конкретных ситуаций, групповые дискуссии, обсуждение вопросов, вынесенных на самостоятельную подготовку. Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий 2.1. Организация учебных занятий 2.1.1 Основной курс
Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
2.2. Структура и содержание учебных занятий Модуль I. Доклассическая экономическая мысль. Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Лекция 1. Предмет истории экономических учений. Методы истории экономических учений. Цели изучения истории экономических учений. (1 час.) Тема 2. Античная и средневековая экономическая мысль. Лекция 2. Общая характеристика доклассического периода. Проблема ценности, денег, общественного разделения труда в работах античных философов. Экономическая мысль схоластов. (1,5 час.) Семинарское занятие 1. Дискуссия: предмет и метод истории экономических учений. Анализ конкретных ситуаций: античная и средневековая экономическая мысль. (2 часа) Тема 3. Меркантилизм. Лекция 3. Предмет и метод меркантилизма, предпосылки его возникновения. Два этапа в развитии меркантилизма. Экономическая политика меркантилизма. (2 часа) Семинарское занятие 2. Анализ конкретной ситуации: работа Т. Мана “Богатство Англии во внешней торговле”. Дискуссия на тему «Национальные особенности меркантилизма». (2 часа) Тема 4. Зарождение классического подхода в XVII-XVIII вв. Лекция 4. Теория ценности В. Петти. Теория денег в трудах Дж. Локка, Р. Кантильона, Д. Юма. Формирование доктрины либерализма в трудах П. Буагильбера, В. де Гурнэ. Экономическая теория Ф. Кенэ. (3,5 часа) Семинарское занятие 3. Анализ конкретных ситуаций: работа У. Петти «Трактат о налогах и сборах». (2 часа) Семинарское занятие 4. Дискуссия на тему «Теория денег Д. Юма». (2 часа) Модуль II. Экономические учения XIX века. Тема 5. Классическая политэкономия. Лекция 1. Предмет и метод классической политической экономии. Экономический человек, «невидимая рука» рынка. Проблема экономической роли государства в классической политэкономии. Теория ценности в классической политэкономии. Классическая теория заработной платы. Рикардианская теория ренты. Классическая теория распределения. (3,5 часа) Лекция 2. Экономические идеи Ж. Б. Сэя. (1,5 часа) Семинарское занятие 1. Дискуссия на тему «Классическая теория капитала». Анализ конкретных ситуаций: теория сравнительных преимуществ Рикардо. Закон народонаселения Мальтуса. (2 часа) Тема 6. Неортодоксальная экономическая теория XIX века. Семинарское занятие 2. Этапы развития, основные представители и теоретические особенности немецкой исторической школы. Возникновение радикальной экономической теории. Дискуссия на тему «Экономические идеи социалистов-утопистов». Предмет и метод теории К. Маркса. Анализ конкретных ситуаций: основные положения марксистской экономической теории. (4 часа) Тема 7. Маржинализм. Лекция 3. Предмет и метод маржинализма. Общая характеристика раннего маржинализма. Лозаннская школа маржинализма: особенности методологии. Основные идеи и теоретические подходы представителей лозаннской школы. (3 часа) Лекция 4. Особенности предмета и метода англо-американского маржинализма. Вклад представителей англо-американской школы в экономическую науку. (2 часа) Семинарское занятие 3. Дискуссия на тему «Предмет и метод исследования представителей австрийской школы». Анализ конкретных ситуаций: основные идеи и теоретические подходы представителей австрийской школы. Основные экономические идеи Дж. Б. Кларка. (4 часа) Модуль III. Экономическая теория ХХ века. Тема 8. Формирование неоклассической теории. Лекция 1. Предмет и метод неоклассической теории. Неоклассическая теория полезности. Развитие теории ценности в работах неоклассических экономистов. Неоклассическая теория распределения. (3 часа) Семинарское занятие 1. Коллективная дискуссия: предмет и метод неоклассической теории. Анализ конкретной ситуации: неоклассическая теория денег. Дискуссия в малых группах: функции предпринимателя и теория прибыли (3 часа) Узнать стоимость за 15 минутРаспродажа дипломных
Подпишись на наш паблик в ВКНужна работа?
|