Кейнсианство
Тема 9. Кейнсианство.
Лекция 2.
Предмет и метод теории Дж. М. Кейнса. Основные положения кейнсианской теории экономического равновесия при неполной занятости. Развитие кейнсианских идей в неокейнсианстве. Основные направления исследования в новой кейнсианской теории. (3 часа)
Семинарское занятие 2.
Дискуссия на тему «Меркантилизм и кейнсианство». Анализ конкретной ситуации: кейнсианская политика государственного регулирования. Неокейнсианская теория роста. (2 часа)
Тема 10. Развитие неоклассической теории в XX в.
Лекция 3.
Предмет исследования в монетаризме. Развитие теории денег в монетаризме. Экономическая политика монетаризма. Политика экономики предложения. Новая классическая школа и гипотеза рациональных ожиданий. (2 часа)
Семинарское занятие 3.
Дискуссия на тему «Сущность и формы либерализма». Анализ конкретных ситуаций: основные идеи германского неолиберализма. Теоретический вклад экономистов неоавстрийской школы в экономическую науку. (2 часа)
Тема 11. Институционализм.
Лекция 4
Возникновение, сущность и этапы развития институционализма. Роль институтов в классической политической экономии и в неоклассике. Американский институционализм. Возникновение неоинституционализма. Основные теоретические концепции неоинституционализма. (2 часа)
Семинарское занятие 4
Дискуссия на тему «Предмет и метод институционализма». Анализ конкретных ситуаций: идеи Т. Веблена и Дж. Гэлбрейта. Основные идеи Р. Коуза. (3 часа)
Раздел 3. Обеспечение учебных занятий
3.1. Методическое обеспечение
3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины
При подготовке к занятиям следует руководствоваться данной рабочей программой, обращая внимание на вопросы, указанные в содержании курса и рекомендуемые преподавателем, используя обязательную и дополнительную литературу, иные информационные источники, рекомендуемые преподавателем, а также список вопросов для.
3.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы
Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы
Модуль I.
1. Проблемы предмета и метода истории экономических учений.
2. Экономическая мысль Древнего Востока.
3. Развитие теории ценности в учениях схоластов.
4. Представители меркантилизма и их вклад в экономическую науку.
5. Теория денег в трудах Дж. Локка, Р. Кантильона, Д. Юма.
6. Экономические идеи П. Баугильбера, Р. Кантильона и В. де Гурне.
Модуль II.
7. Адам Смит – центральная фигура либеральной рыночной экономической теории.
8. Динамическая теория заработной платы в классической политической экономии.
9. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо.
10. Т. Мальтус о роли непроизводительного потребления и перепроизводстве.
11. Эволюция теории ценности в классической политической экономии
12. Эволюция теории денег в классической политической экономии.
13. Эволюция теории доходов в классической политической экономии.
14. Капитал в классической политэкономии: А. Смит – Дж. Ст. Милль
15. Тождество и равенство Сэя.
16. Экономические воззрения социалистов-рикардианцев.
17. Фаланга Ш. Фурье.
18. Промышленная система К. А. Сен-Симона.
19. Р. Оуэн: рабочее движение, коммунистические эксперименты, кооперация.
20. «Национальная система политической экономии» Ф. Листа.
21. Причины и предпосылки возникновения маржинализма.
22. Распределение потребительского бюджета – таблица Менгера.
23. Вклад Дж. Б.Кларка в развитие экономического анализа.
Модуль III.
24. Кардиналистская и ординалистская теории полезности.
25. Американский и кембриджский подходы в количественной теории денег.
26. Графический метод анализа в теории А. Маршалла.
27. Функции предпринимателя и трактовка прибыли согласно Ф. Найту и
Й. Шумпетеру.
28. Сравнительный анализ основных положений неоклассической и кейнсианской макроэкономических моделей.
29. Теория неоклассического синтеза П. Самуэльсона.
30. Условия кейнсианского равновесия при неполной занятости.
31. Эффект реальных кассовых остатков Пигу.
32. Критика кривой Филлипса и кривая Фридмена-Фелпса.
33. Теории несовершенной конкуренции.
34. Институционализм: теории Г. Минза и Дж. Коммонса.
35. Роль институтов в классической политической экономии и в неоклассике.
36. Модели ограниченной рациональности.
37. Современная экономическая мысль в трудах нобелевских лауреатов.
3.1.3. Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания
Методику приема экзамена из приведенного ниже списка определяет лектор на первом занятии.
Методика №1
Методика проведения текущего контроля
Текущий контроль работы студентов на семинарских занятиях производится в форме оценки выступлений (замечаний, комментариев, кратких сообщений) в ходе дискуссий и докладов.
Требования, предъявляемые к выступлениям и докладам.
1) Понимание темы, полное раскрытие темы в рамках рекомендованной литературы.
2) Точность в изложении фактических данных и теоретических концепций, имеющих отношение к рассматриваемой теме.
3) Аргументированность суждений и обоснованность выводов, имеющих отношение к рассматриваемой теме.
4) Использование необходимых для изложения выбранной темы терминов, понятий и концепций.
5) Ясность, точность и грамотность изложения.
Выступления оцениваются в диапазоне от 0 до 5 баллов по следующей шкале.
Число выполненных требований, предъявляемых к выступлениям и докладам |
Баллы |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Баллы, полученные каждым студентом в течение семестра, складываются. Итоговая величина баллов округляется до целого значения.
Методика проведения промежуточной аттестации
1. Вид экзаменационного задания |
Экзаменационное задание состоит из двух частей. Первая часть задания включает 20 закрытых тестов на выбор правильного ответа. Вторая часть задания состоит из 2 открытых вопросов. |
|
2. Количество вариантов заданий |
В соответствии со списком экзаменационных вопросов |
|
3. Требования к содержанию и оформлению ответов |
В тесте на выбор правильного ответа каждый вопрос содержит 4 варианта ответа, один из которых является правильным. Необходимо отметить (обвести кружком, поставить галочку, крестик и т. п.) букву, соответствующую правильному ответу. Если не отмечен ни один из вариантов, то это рассматривается как незнание ответа. Указание более одного из вариантов, предлагаемых в качестве ответа на вопрос, рассматривается как незнание ответа. При ответе на открытые вопросы необходимо дать подробный ответ в соответствии с программой курса, материалами лекции и рекомендованной учебной и дополнительной литературой. При необходимости ответ может включать формулы или графики. Переменные, включенные в формулы или графики, а также сокращения, должны быть расшифрованы и явным образом определены. |
|
4. Правила проведения экзамена |
Экзамен начинается для всех одновременно, проводится без перерыва, возможность выхода не предусматривается, замена варианта не допускается, опоздание расценивается как неявка |
|
5. Время проведения экзамена |
2 часа (90 минут) |
|
6. Использование технических средств |
Использование технических средств (мобильных телефонов, электронных книжек и т. п.) не допускается |
|
7.Использование дополнительных источников информации |
Использование дополнительных источников информации не допускается |
|
8.Критерии оценки экзаменационных заданий |
Указывается шкала оценки каждого вида экзаменационного задания |
|
9. Критерии выставления оценки за экзамен |
Каждый правильный ответ, данный студентом на закрытый вопрос теста, оценивается в 1 балл, неправильный ответ – в 0 баллов. Таким образом, максимальное количество баллов, которое может получить студент за первую часть экзаменационного задания, равняется 20 баллам, минимальное количество – 0 баллов. Критерии оценки ответов на открытые вопросы второй части экзаменационного задания. 1) Понимание темы, полное раскрытие темы в рамках рекомендованной литературы. 2) Точность в изложении фактических данных и теоретических концепций, имеющих отношение к рассматриваемой теме. 3) Аргументированность суждений и обоснованность выводов, имеющих отношение к рассматриваемой теме. 4) Использование необходимых для изложения выбранной темы терминов, понятий и концепций. 5) Ясность, точность и грамотность изложения. Ответы оцениваются в диапазоне от 0 до 5 баллов по следующей шкале.
|