Контроль и ревизия
Лекция №2 15.02.13
Виды контроля.
Для реализации эффективного управления необходимо разбираться в классификационных моделях контроля. Основные признаки, влияющие на систематизацию контроля:
· отношение субъекта контроля (контролер или контролирующий орган) к объекту (в отношение которого происходит контроль). Различают контроль внешний (субъект и объект контроля относятся к разным системам управления) и внутренний (субъект и объект находятся в одной системе управления);
· отношение контролирующих органов к конкретному ведомству. Различают ведомственный контроль (объект и субъект подчинены одному ведомству, министерству) и вневедомственный;
· время проведения контроля. Различают предварительный[1], текущий[2] и последующий[3] контроль;
· в зависимости от периодичности проведения контроля различают систематический, периодический и эпизодический контроль;
· сфера осуществления контроля. Различают контроль территориальный[4] и отраслевой[5];
· повторяемость контроля – первичный, повторный, дополнительный;
· полнота охвата операций – контроль полный и частичный (ограничения по периоду/контрагенту/подразделения и т. д.);
· в зависимости от применяемого метода – сплошной (все операции) и выборочный контроль;
· степень необходимости контроля – обязательный (проверки предусмотрены нормативными документами) и инициативный;
· используемые источники информации – документальный и фактический (в качестве источников используются не документы);
· в зависимости от возможности планирования – плановый и внеплановый контроль;
· в зависимости от степени информированности подконтрольных лиц различают контроль ожидаемый и внезапный (более эффективен);
· в зависимости от причины проведения – абстрактный контроль (без определенной причины, почти всегда плановый) и конкретный (как плановый, так и неплановый);
· в зависимости от правовых последствий – консультативный и учреждающий (по результатам применяются санкции);
· в зависимости от субъекта контроля различают государственный, независимый (аудиторский), общественный (профсоюзы), контроль со стороны финансово-кредитных учреждений, внутрихозяйственный контроль;
· Контролируемая отрасль – в зависимости от сферы деятельности можно выделить: финансовый контроль, правовой контроль, санитарный контроль, административный контроль, технологический контроль и т. д.
Методы контроля.
Принято делить на общенаучные и конкретные. Общенаучные – методы исследования, которые применяются в других науках, т. е. это обобщенные методы познания предмета науки. К ним относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, конкретизация, системный анализ.
Лекция №3 18.02.13
Методы можно разделить на:
1) Органолептические:
ü инвентаризация;
ü визуальное наблюдение (обследование) – обследование контрольно-выпускного режима;
ü экспертная оценка (экспертиза);
ü устный опрос.
2) Расчетно-аналитические:
ü методы экономического анализа (расчет средних и относительных величин, факторный анализ, сравнение средних и абсолютных величин);
ü статистические расчеты;
ü эвристические методы – основаны на формулах, которые не имеют четкого математического обоснования, но при их применении, в большинстве случаев, получаются правильные ответы J. (Например: соотношения 80% на 20% — научно не доказаны, но на практике работают).
3) Документальные:
ü информационное моделирование – производится с целью построения упрощенной модели, с помощью которой контролер определяет потенциально возможные нарушения для данной организации;
ü исследование документов – включает в себя множество приемов: формальная проверка[6], арифметическая проверка[7], логическая проверка[8], прослеживание[9], хронологическая проверка[10], встречная проверка[11] и т. д.
4) Связанные с обобщением и реализацией результатов контроля:
ü выявление и группировка нарушений по ответственным лицам, причинам, центрам ответственности и т. д.;
ü следственно-юридическое обоснование;
ü систематизированное изложение информации о нарушениях, их причинах и виновниках в актах, служебных записках и иных документах, оформляемых по результатам контроля;
ü выработка рекомендаций и принятие управленческих решений по результатам контроля;
ü контроль за выполнение принятых решений.
Государственный финансовый контроль.
Федеральный уровень законодательной власти – государственная дума – обладает двумя контролирующими органами – Счетная Палата (состоит из аудиторов):
ü контролирует своевременность исполнения доходных и расходных статей бюджета,
ü контролирует обоснованность проектов гос. бюджета,
ü определяет эффективность и целесообразность использования государственной собственности,
ü контролирует состояние государственного внутреннего и внешнего долга,
ü контролирует банковскую систему России в той части, в которой она связана с обслуживанием федерального бюджета и государственного долга.
Работа счетной палаты строится на основе 3х летнего цикла, включающего предварительный (этап экспертизы проекта федерального бюджета.), текущий и последующий контроль.
Второй орган контроля – Бюджетный Комитет – формируется из депутатов государственной думы.
Аналогичные Счетной Палате структуры имеются на всех уровнях законодательной власти (региональном и т. д.). Функции схожи и различается лишь объект.
Исполнительная власть наиболее многочисленная в плане наличия организаций по контролю. Контрольное управление при президенте России имеет задачу контролировать исполнение федерального законодательства.
ü Рос. Фин. Надзор
ü Федеральное казначейство
ü Рос. Фин. Мониториннг
ü Налоговая служба
ü Таможенная служба
Контрольные полномочия имеют распорядители бюджетных средств в отношении получателей бюджетных средств. Многие органы исполнительной власти обладают полномочиями финансового контроля, хотя это и не является основной их деятельностью.
Лекция №4 04.03.13
РосФинНадзор осуществляет бюджетный и валютный контроль. Каждое управление имеет два отдела.
Задачи:
· проверка целесообразности расходования средств федерального бюджета распорядителями и получателями;
· проверка соблюдения бюджетного законодательства; контроль использования средств федеральных внебюджетных фондов;
· контроль использования имущества, находящегося в федеральной собственности;
· контроль за исполнением органами федерального контроля на всех уровнях требования законодательства о финансовом бюджетном контроле и надзоре.
Наиболее распространенная форма контроля – проверка или ревизия.
Объем проверки – 3 триллиона бюджетных средств на предмет целевого использования в год. Каждый пятый признается использованным нецелевым образом.
Валютный контроль. Агенты – таможенная служба и налоговая служба.
Федеральное казначейство – служба, орган созданный для контроля. Структура напоминает структуру РосФинНадзора.
Цель:
· кассовое исполнение бюджета;
· осуществление предварительного, текущего и последующего контроля за ведением операций распорядителями и получателями бюджетных средств.
Налоговая служба.
[1] Осуществляется до начала совершения операции/реализации управленческого решения. Цель – определение законности и целесообразности операции.
[2] Выполняется непосредственно во время совершения операции. Происходит в виде фильтрующего, нацеленного на прерывание/прекращение операции, либо направляющего, нацеленного на инициирование корректирующих действий, контроля.
[3] Цель контроля – оценка последствий выполнения данной операции, что позволяет в дальнейшем повысить эффективность работы организации.
[4] За контролирующим органом закрепляется определенная территория.
[5] Контроль определенной сферы деятельности.
[6] Проверка на полноту и правильность заполнения, все ли реквизиты указаны полно и верно, проверка наличия и достоверности подписи.
[7] Пересчет сумм в документе.
[8] Проверка логического не противоречия содержания документа. Например: что бы операция оформлялась необходимым документом и совершалась по реальным ценам и т. д. Проверка по существу – разновидность логической проверки.
[9] Контролер/ревизор проверяет всю цепочку документов, связанных с данной операцией.
[10] Проверка по датам или номерам.
[11] Отправление запроса контрагентам для подтверждения какой-либо информации касательно выполнения контролируемой операции.