Учебные материалы по бухучету | Марксистская экономическая теория | Buhu5
ВУЗы по бухучету Готовые работы по бухучету Как писать работы по бухучету Примеры решения задач Решить задачу online

Марксистская экономическая теория


5.  Марксистская экономическая теория (Карл Маркс, Фридрих Энгельс)

Жан-Батист Сэй (1767-1832)

1803 г. – «Трактат политической экономии»

1.  В богатство необходимо включить:

A.  Таланты человека

B.  Услуги

2.  Теория трёх факторов производства

3.  Закон рынков

Сэй имел множество учеников (Бастион, Кэрри)

Томас-Роберт Мальтус (1766-1834)

1798 г. – «Опыт о законе народонаселения»

1.  Теория взаимовлияния экономического и демографического факторов. Существует взаимное влияние экономических и демографических факторов

2.  «Основной биологический закон»

3.  Теория апокалипсиса. Наступит из-за огромного прироста населения и невозможности его обеспечения. 3 препятствия: Разум (сможет ли отец прокормить детей, не вступать в повторный брак и вступать как можно позже для ухудшения рождаемости, иначе запасы Земли иссякнут), несчастия с летальным исходом, человеческие пороки. Чем меньше людей, тем лучше они будут жизнь.

4.  Концепция сокращения численности населения

Джон – Стюарт Милль (1806-1873)

Отец был экономистом. Личная жизнь складывалась очень печально: друзей и девушки долгое время не было.

1848 г. – «основания политической экономии с некоторыми применениями к общественной философии»

1.  Выводы экономической науки не универсальны

2.  Экономические законы:

A.  Законы производства (объективны) – реформы невозможны

B.  Законы распределения (создаются людьми, подлежат реформированию) – корректировка людьми и реформами

Предлагал реформы земли: у держателей земли собирать земельную ренту и отдавать налоги в пользу государства и раздавать деньги с ренты бедным. Также предлагал изымать крупное наследство. Осмыслил теорию Адама Смита, хотя уровни экономики во времена Смита и Джона — Стюарта сильно отличались.

Симон Сисмонди (1773-1842)

1819 г. – «Новые начала политической экономики»

1.  Конкуренции нет

2.  Рабочие не получают всей стоимости созданного продукта – недопотребления вызывает постоянный кризис перепроизводства (теория недопотребления)

3.  Машины усугубляют ситуацию – количество продуктов увеличиваются, но рабочих либо увольняют, либо понижают условия. Пытается запретить выпуск машин: Оставить рабочие, но другие больше не производить.

Приверженец теории Смита, но некоторые работы подвергают критике, иные полностью отвергает.

Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс(1820-1895)

1867 г.- 1-ый том «Капитала»

1885 г.- 2-ой том «Капитала»

1894 г.- 3-ий том «Капитала»

1905 г. – 1910 г. – 4-ый том «Капитала» выпускался по частям

1.  Капитализм – один из этапов развития

2.  Новую стоимость создаёт только труд

3.  Разница между стоимостью созданного продукта и стоимостью рабочей силы (прибавочная стоимость – безвозмездно даётся капиталисту, Маркс был категорически, т. к. капиталист крадёт деньги у рабочего) присваивается капиталистом

4.  Анархия производства в масштабах общества ведёт к периодическим кризисам

5.  Бескризисное развитие возможно только после перехода к социализму

Карл Маркс получил хорошее образование, родители Маркса испытывали к нему трепетные чувства, т. к. он родился очень поздно

W=c+v+m

W — Стоимость

c – Постоянный капитал

v – Переменный капитал

m – Прибавочная стоимость

m’ = m/v *100% — Норма прибавочной стоимости (степень эксплуатации)

C/V – органическое строение капитала

СОП (совокупный общественный продукт) = 9000

с/v = 4/1

m’ = 100%

m – Полностью потребляется

I.  4000С+ 1000v+1000m = 6000

II.  2000С+500v+500m = 3000

II c = I v + I m

СОП = 9000

I:c/v=4/1, II:c/v=2/1

m’ = 100%

Часть m идёт на расширение производства

  I.  4000С+400∆С+1000v+100∆v+500m = 6000

  II.  1500C+100∆C+750v+50∆v+600m=300

∆C – Прирост инвестиционных товаров

∆v – Найм дополнительных рабочих

II c + II ∆c = I v + I ∆v + I m

После прочтения «Капитала» государства вносили в экономику некоторые коррективы, чтобы не допустить экономической революции

Маржинализм (от французского слова marginal — предельный) – научная школа, основанная на использовании предельных величин, ставящая потребление в приоритетное положение по сравнению с производством

Основные методологические принципы маржинализма:

1.  В центре внимания – индивидуальное экономическое поведение

2.  Экономические субъекты рассматриваются как однородные – деления на классы маржиналисты не рассматривают

3.  Цена благ определятся их предельной полезностью – цена и стоимость оценивается со стороны спроса, а не со стороны предложения

4.  Наряду с каузальным (причинно-следственный) используется функциональный анализ

5.  Предмет исследования – рациональное распределение ограниченных ресурсов для достижения максимально полезности (на микроуровне)

А. Курно (1801-1877)

1.  Условия максимизации прибыли при различном количестве продавцов на рынке

2.  Модель дуополии

И. Г. фон Тюнен (1783-1850)

1.  Производственная функция от двух переменных (труда и капитала)

2.  Понятие предельной производительности

Г. Г. Госсен (1810-1858)

1854 г. – «Эволюция законов человеческого взаимодействия»

Общая полезность (TU – total utility) – удовольствие, которое потребитель получает от потребления всего набора благ.

Предельная полезность (MU – marginal utility) – удовлетворение, полученное от потребления, последней потреблённой единицы блага.

TU=f (Q1, Q2…Qz)

Q1, Q2…Qz – количества товаров A, B…C

Закон убывания предельной полезности (Первый закон Г. Г. Госсена) — С ростом объёма потребления блага предельная полезность последней потреблённой единицы неуклонно снижается и в точке насыщения потребления достигает 0.

Карл Менгер (1840-1921)

1871 г. – «Основания политической экономике»

Фридрих Визер (1851-1926)

1889 г. – «Естественная стоимость»

Евгений фон Бём-Баверк (1811-1919)

1886 г. – «Основы теории ценности хозяйственных благ»

4 вида потребностей (ценностей благ):

1.  Потребности, без которых человек умрёт.

2.  Потребности, без которых человек будет болеть или обречён на длительное страдание.

3.  Потребности, без которых человек обречён на кратковременное болезненное ощущение.

4.  Потребности, без которых человек будет чувствовать небольшие неприятности.

Психологическая теория процента

Уильям Стэнли Джевонс (1835-1882) – английский учёный

1871 г. – «Теория политической экономики»

Лион Вальрас (1834-1910)

2-жды провалил экзамен по математике в политехнический институт

1874 – «Элементы чистой политической экономии»

3 части экономической науки:

1.  Чистая политэкономия

2.  Прикладная наука

3.  Социальная наука

Экономические субъекты:

1.  Фирмы

2.  Домохозяйства

Модель Вальраса включает 4 блока:

1.  m уравнений, выражающих равенство спроса на каждый фактор производства его предложению (m – количество факторов производства)

∑aij=ri J€ (1…n)

i€ (1…m)

aij – производственный коэффициент показывающий расход фактора i на производства продукта j.

ri – общие затраты производства

2.  n уравнений, выражающих равенство цены каждого продукта издержками его производства

∑pi*aij=Qj

Pi – цена фактора i

Qj – цена производственного продукта j

3.  n уравнений, выражающий зависимость спроса на каждый продукт от всех цен, которые существуют в экономике

Sj=fj(Q1…Qn;p1…pm)

Sj – количество продукта j

4.  m уравнений, выражающий зависимость предложения факторов производства от всех цен

ri­ = φi (Q1…Qn; p1…pm)

Равновесие – состояние экономики, при котором:

1.  Спрос и предложение каждого товара равны. Добиться равновесия на всех рынков практически невозможно

2.  Существует постоянная устойчивая цена на рынке товаров. Уровень цен динамичен, а общий уровень стоит на месте или растёт. Эффект Храповика

3.  Рыночные цены товара равны издержки их производства. Невозможно

Модель Вальраса статична

∑QjSj=∑piri

НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Альфред Маршалл (1842-1924)

1890 г. – «Принципы политической экономии»

Экономика — наука о повседневной жизни хозяйственной жизни людей. Её главная задача – сформировать теорию цены.

Основной метод – метод частичного равновесия

Спрос (Demand) – количество товара, которое потребители хотят и в состоянии купить при различных ценах в течение определённого периода времени.

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020

А ты боишься COVID-19?

 Пройди опрос и получи промокод