Метод эквивалентных коэффициентов
Метод эквивалентных коэффициентов применяется в организациях, производящих продукцию, имеющую близкие конструктивные и технологические свойства. Определяется путём умножения себестоимости продукции стандартного продукта (выбранного в качестве эквивалента) на соответствующий поправочный коэффициент.
Нормативный метод (стандарт-костинг). Себестоимость определяется любым из вышеперечисленных методов, но для расчёта используются не фактические, а нормативные значения.
Обязательные условия применения нормативного метода:
· Составление нормативной калькуляции по действующим на начало месяца нормам
· Выявление отклонений фактических затрат от действующих норм в момент их возникновения
· Учёт изменений действующих норм
· Отражение изменений действующих норм в нормативных калькуляциях
Директ-костинг предусматривает подразделение затрат на постоянные и переменные. При этом в себестоимость продуктов включаются только переменные затраты, а затраты постоянные сразу относятся на финансовый результат.
6
Источники снижения себестоимости – элементы или статьи затрат, величину которых необходимо сократить, чтобы снизить себестоимость.
Факторы – действия, которые необходимо осуществить, чтобы снизить себестоимость.
Резервы снижения себестоимости – имеющиеся, но не использованные возможности снижения себестоимости продукции.
Относительное снижение себестоимости:
· индексный метод
где дельта С – процент снижения себестоимости в отчётном периоде по сравнению с базисным, %, дельта Сi – процент снижения себестоимости в результате реализации i-го источника, %, n – количество имеющихся источников.
Влияние снижения расходов сырья, материалов и т. д. на себестоимость единицы продукции
Дельта Смз = (1-Iц*Iн) * альфа M0, где Iн – индекс изменения норм расхода материалов, Iц – индекс изменения цен на сырьё и материалы, альфа m0 – удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции базового периода, %.
Влияние роста производительности труда на снижение себестоимости единицы продукции
Дельта Спт = (1-) * альфа зп0., где Iзп, I пт – индекс средней заработной платы и производительности труда, альфа зп – удельный вес заработной платы в себестоимости продукции базового периода.
Влияние снижения условно-постоянных затрат на себестоимость единицы продукции:
Дельта Суп = [1-( + альфа пер) ] * 100%, где альфа пос, альфа пер – доля условно-постоянных и переменных расходов в себестоимости, коэффициенты, Iпп – индекс изменения объёма производства.
Абсолютное снижение себестоимости:
Дельта Сабс = , где С0 – себестоимость продукции базисного периода, руб.
Факторы снижения себестоимости: внутрипроизводственные (внутренние) – зависят от деятельности предприятия, внепроизводственные (внешние) – не зависят от деятельности предприятия.
Внутрипроизводственные:
· технические
o механизация и автоматизация производства
o увеличение загрузки производственных мощностей
· организационные
o улучшение организации труда
o улучшение материально-технического обслуживания
· структурные
o улучшение структуры и объёма производства
внепроизводственные факторы:
· изменение минимальной заработной платы
· изменение цен на получаемые материалы от поставщиков
· устанавливаемые нормативные сроки службы
· изменение налоговых ставок
Тема 5 : Ценообразование в организации (на предприятии)
1. экономическое содержание цены
2. виды и система цен
3. понятие и виды скидок
4. состав цены по элементам
5. обоснование цены в организации
6. методы ценообразования
7. стратегии ценообразования
1
Цена – денежная оценка стоимости единицы товара. Тариф – денежная оценка стоимости единицы работы, услуг. Ценообразование – процесс по установлению, регулированию, цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования субъектами хозяйствования.
Система ценообразования:
· затратное ценообразование
величина цены товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения
· рыночное ценообразование
величина цены товара определяется соотношением спроса и предложения на конкретном рынке
типы рынков и условия ценообразования на них:
· рынок свободной конкуренции
o много производителей идентичных товаров
o цены заданы рынком
o производитель приспосабливается к ценам
· рынок монополистической конкуренции
o много производителей схожих товаров
o цены формируются производителями
o производитель может повлиять на цену, изменяя объём продаж
типы рынков и условия ценообразования на них:
· рынок олигополии
o несколько производителей идентичных товаров
o цены устанавливаются производителями и, как правило, не меняются
· рынок монополии
o один производитель
o цена устанавливается монополистом
факторы ценообразования (первого порядка)
· спрос
· предложение
· конкуренция
· уровень госрегулирования
факторы ценообразования (второго порядка):
· внутренние
o особые свойства товара
o способ производства
o организационный и технический уровни
o ориентация на различных покупателей
o жизненный цикл товара
o длительность цикла товародвижения
o организация сервиса
o имидж предприятия на рынке
o реклама, продвижение товара
· внешние
o политическая и экономическая ситуация в стране
o обеспеченность основными ресурсами
o уровень доходов и сбережений
o масштабы государственного регулирования экономики и цен
o общий уровень инфляции
o совершенство налогового законодательства
o внешнеэкономическая политика государства
Виды скидок:
Простая скидка – предоставляется покупателю единожды или при оплате наличными. Прогрессивная — предоставляется покупателю за приобретение заранее определённого увеличивающегося количества продукции. Достигает 20-30%. Бонусная скидка предоставляется постоянным покупателям, если они предоставляют определённое количество товаров на определённый период. Дилерская скидка предоставляется предприятиями – производителями своим постоянным покупателям или посредниками. 15-2-%. Специальная скидка – предоставляется тем предприятиям, в заказах которых продавцы сильно заинтересованы. 8-10%. Экспортная скидка – предоставляется иностранным покупателям с целью повысить конкурентоспособность товара на внешнем рынке. Скрытая скидка – предоставляется покупателям в форме льготных или беспроцентных кредитов, предоставления бесплатных образцов, предоставление бесплатных слуг. Скидка за возврат – предоставляется покупателю при условии возврата ранее купленной у данной фирмы устаревшей модели. 25-30%. Сезонная скидка – применяется при продаже товара вне сезона. Виды торговых скидок (СТБ):
· процентная
· фиксированная
· скидка на количество приобретаемых товаров
· скидка на сумму (стоимость)
· накопительная скидка
состав цены:
Себестоимость |
Прибыль |
Акциз |
Торговая наценка |
ндс |
Оптовая |
Розничная |
|||
Отпускная цена предприятия |
||||
Отпускная цена оптового предприятия |
||||
Розничная цена |
Прибыль:
П = ,
где Нр – норма рентабельности (прибыли), включаемая в цену, %; С – себестоимость единицы продукции (работы, услуги), руб.
оптовая цена: отпускная цена + (издержки снабженческо-сбытовой или оптовой организации+ прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации+ НДС). В скобках – оптовая надбавка.
Как правило, оптовые и розничные торговые надбавки устанавливаются в процентах от отпускной цены, а скидки – в процентах от розничной.