Учебные материалы по бухучету | Методические рекомендации к семинару экономической теории | Buhu5
ВУЗы по бухучету Готовые работы по бухучету Как писать работы по бухучету Примеры решения задач Решить задачу online

Методические рекомендации к семинару экономической теории


Методические рекомендации по выполнению заданий и освоению плана:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

При изучении данной темы следует объективно оценивать предложенные экономистами этого направления теории и идеи. Не стоит резко соотносить их с прошлым нашей страны, поскольку все мысли имеют право на существование, необходимо лишь правильно их трактовать. Для рассмотрения данной темы предлагается ознакомиться с основным трудом К. Маркса «Капитал», поскольку он достаточно доходчиво и просто объясняет многие экономические теории.

В первом вопросе следует указать, что К. Маркс считается завершителем классической политической экономии, которому собственно и принадлежит идея назвать эту школу классической за подлинно научные теории. Особенности методологии К. Маркса и Ф. Энгельса. Методологические источники. Концепция базиса и надстройки. Модель идеального общества. Затем следует охарактеризовать труд К. Маркса «Капитал», описать его структуру и основные проблемы, затрагиваемые в нём.

Готовясь ко второму вопросу, постарайтесь раскрыть основные теории, предложенные Марксом, обосновать их появление, указать на их недостатки и, возможно, предложить сове видение. Теория классов – классовая борьба с тенденцией к упрощению и поляризации общественных групп вокруг главных классов общества. Теория стоимости – трудовая теория стоимости. Концепция «цены производства». Теория заработной платы – заработная плата является результатом обмена с капиталистом за продаваемую «рабочую силу». Концепция нормы прибыли. Теория ренты.

Третий вопрос посвятите анализу того, как современные экономисты рассматривают теории Маркса, оставляют ли они право на существование его теорий, что предлагают взамен и т. п. Теория капитала – две трактовки капитала: капитал, как самовозрастающая стоимость. Норма эксплуатации. Норма прибавочной стоимости. Норма прибыли. Теория воспроизводства – циклическое экономическое развитие при капитализме. Теория прибавочной стоимости – источником прибавочной стоимости является только «неоплаченный труд» производительных рабочих, продающего рабочую силу. теория производительного труда.

Во четвертом вопросе нужно подробнее остановиться на работах Ф. Энгельса, описать теории, предложенные им, указать на его ошибки. Также предлагается изучить более поздние работы Маркса и Энгельса.

Основная литература: 1-7

Дополнительная литература: 8-13

Список периодических изданий: 14-21

Список источников на электронных носителях: 22-23

Интернет-источники: 24-28

Тема 7. Концепции экономического романтизма.

1.  Экономическое учение С. Сисмонди. Трактовка учения С. Сисмонди о национальном доходе и капитале, производстве и потреблении.

2.  Экономическое учение Ж. Прудона. Проект реформ на основе социальной справедливости с использованием «рабочих денег», «дарового кредита», учреждением «народного банка» и организацией безденежного товарного хозяйства.

Задания:

Подготовка к семинарскому занятию, изучение литературы, рекомендованной в плане семинарского занятия.

Методические рекомендации по выполнению заданий и освоению плана:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

В первом вопросе следует изучить экономическое учение С. Сисмонди. Предмет изучения – материальное благосостояния людей, управление народным богатством. Метод изучения – каузальный метод анализа, классовый метод анализа, затратный метод определения стоимости дохода, непризнание самостоятельной роли денег. Вмешательство государства в дело регулирования богатства. Теория производительного труда – деление труда на производительный и непроизводительный. Теория разделения труда – в результате разделения труда растёт его производительность, возможность замены труда капталом. Теория народонаселения – многочисленность населения представляет преимущество общества, способность к труду не является гарантированным источником дохода рабочего. Теория доходов – рента, прибыль, заработная плата создаётся рабочим. Теория воспроизводства – кризисы могут быть только частными, а не общими; кризисы повторяются с определенной периодичностью. Теория реформ – возрождение приоритетных роли крестьянских хозяйств и независимой роли ремесленников.

Готовясь ко второму вопросу, постарайтесь охарактеризовать экономическое учение Ж. Прудона. Предмет изучения – задачи организации обмена и потребление. Метод изучения – отрицание неограниченной свободной конкуренции; выдвижение на первый план категорий добра, морали, этики и социальной справедливости; неприятие каузального метода. Теория народонаселения – продукты человеческого труда растут как квадраты числа работников. Теория разделения труда – выделяет позитивные и негативные стороны разделения труда и призывает найти новое сочетание, которое устранило бы вредные стороны, сохраняя при этом полезные свойства. Теория конституированной стоимости – ценность должна быть конституирована, то есть отрегулирована ещё до продажи посредством установления заранее количества соответствующих затрат труда и времени. Теория доходов – все факторные доходы (заработная плата, рента, процент) создаются рабочим и присваиваются собственниками земли и капитала. Теория воспроизводства – собственники нарушают «экономический закон». Теория реформ – стандартные и специфические реформы (отмена правительства).

Основная литература: 1-7

Дополнительная литература: 8-13

Список периодических изданий: 14-21

Список источников на электронных носителях: 22-23

Интернет-источники: 24-28

Тема 8. Социально-историческая школа.

1.  Особенности развития экономической теории Германии. Зарождение немецкой исторической школы.

2.  Особенности предмета и методологии.

3.  Старая историческая школа Германии.

4.  Новая историческая школа Германии.

5.  Новейшая историческая школа Германии.

Задания:

Подготовка к семинарскому занятию, изучение литературы, рекомендованной в плане семинарского занятия.

Методические рекомендации по выполнению заданий и освоению плана:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

В первом вопросе необходимо указать, что в XIX веке классическая школа стала претерпевать разногласия, в результате чего стали отделяться различные ветви данного направления. Причем стоит определить причины данных разногласий. Затем нужно переходить к описанию этих ветвей классической школы, не забывая указывать на то, что все они имеют общую базу – саморегулируемость рынка. Эта база откладывает отпечаток на все теории и делает их именно классическими. В первую очередь опишите историческую школу или как её называют социально-историческую школу. Критика классической политической экономии. Формирование основных идей исторической школы её предшественниками – А. Мюллером и Ф. Листом – особая роль исторического метода, характеристика политической экономии как национальной науки, учёт влияния на экономику экономических и неэкономических факторов, признание общественного интереса выше личного интереса. Деление исторической школы на три этапа – старая историческая школа, новая историческая школа, новейшая историческая школа.

Во втором вопросе вы должны рассмотреть предмет и метод исторической школы – учет влияние на экономические процессы социальной среды; выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономических и неэкономических факторов и категорий; определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества.

Готовясь к третьему вопросу, постарайтесь охарактеризовать значение строй исторической школы по сравнению с другими этапами в развитии исторической школы. Формирование основных научных ценностей немецкой исторической школы — необходимость эволюционного развития общества, преобладание исторического метода в экономической науке. Заслуга старой исторической школы – формирование альтернативных классической школе методологических положений. Предмет исследования – хозяйственная эволюция отдельных стран и народов, их экономических порядков, институтов, политики, права, морали, нравственности и психологии, этических норм и правил. Абсолютизация национальных различий. Отрицание общемировых закономерностей экономического развития.

При подготовке четвертого вопроса необходимо дать характеристику новой исторической школе, причинам её появления, её представителям. Отсутствие определенных экономических законов. Отсутствие традиций, обычаев в экономике и повторяющихся связей. Отсутствие закона, по которому можно определить зарплату. В разных местах она будет разная. Попытка найти локальные черты развития (присущие лишь Германии). Новая историческая школа имеет два направления. В 1872 году в Германии был создан "союз социальной политики" – это левое крыло. Ставится задача реформировать строй. Правое крыло называется катедp-социализм Власть государства, его вмешательство в общественную и экономическую жизнь должна осуществляться мудрым и твердым правительством.

При рассмотрении пятого вопроса следует проанализировать новейшую историческую школу Германии. Выделение «естественной общности» и «гражданского общества». «Социальный плюрализм» Зомбарта. Формование социального идеала для общества. Создание корпоративного государства, осуществляющего планирование национальной экономики, жестокая централизация управления

Основная литература: 1-7

Дополнительная литература: 8-13

Список периодических изданий: 14-21

Список источников на электронных носителях: 22-23

Интернет-источники: 24-28

Тема 9. Маржинализм и формирование неоклассической экономической теории.

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020