Методичка по основам социологии и политологии
СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТА
1. Назначение теста – Тест может использоваться дл проведения выходного уровня знаний студентов 3 курсов физического, механико-математического, геолого-географического факультетов и факультета высоких технологий
2. Элементы содержания курса основы социологии и политология включенные в тест.
1. Социология и политология как науки
1.1.Объект социологии и политологии
1.2.Предмет социологии
1.3.Что такое социология
1.4. Функции социологии
1.5.Методы социологии и политологии
1.6. Социологические исследования
1.7.. Стадии социологического исследования
1.8. Проявление социального
1.9. Современное состояние социологии
1.10.Задача социологии (О. Конт)
1.11 Основатель эволюционно-органического направления в социологии
1.12.Основатель французской школы социологии
1.13. Предмет социологии (Э. Дюркгейм )
1.14.Социология О. Конта
1.15 Основатель французской социологической школы
1.16. Включенное наблюдение
1.17. Закрытые вопросы анкеты
1.18.. Социальная динамика
1.19.Социальная статика
1.20.Виды наблюдения
2.Возникновение и развитие политологии
2.1.. Основоположники политологии
2.2.Политология и политика
2.3.Формирование политологии в России
2.4. Особенности современной политологии
2.5. Политическая жизнь
2.6.Политическое сознание
2.7. Политика
2.8. Факторы становления политологии в ХХ веке
3.Общество как социальная система
3.1. Подходы определения общества
3.2. Условия возникновения и развития общества
3.3. Системность общества
3.4. Социальное действие
3.5.Социальные отношения
3.6. Типы обществ
3.7. Классификации обществ
3.8. Тенденции и закономерности развития общества
3.9. Социальное взаимодействие
3.10. Виды социального взаимодействия
3.11. Типы социального взаимодействия
3.12. Общество и его подсистемы
3.13. Основания классификации типы обществ (К. Маркс)
3.14.Основания классификации типы обществ (Э. Дюркгейм, Тойнби)
4. Социально – стратификационная структура общества
4.1. Социальные группы
4.2. Социальная общность
4.3. Классификация социальных общностей
4.4. Сущность социальной стратификации
4.5.Критерии принадлежности к определенной страте
4.6. Виды социальной мобильности
4.7. Теорию социальной стратификации и мобильности
4.8. Теория социальной революции П. Сорокина
4.9. Формы организации совместной деятельности
4.10. Истоки социологии конфликта Х1Х века
5. Социальный институт и организации
5.1. Основные черты социальных институтов
5.2. Типы социальных институтов
5.3. Базовые потребности общества
5.4. Общее для всех социальных институтов
5.5. Динамика социальных институтов
5.6. Социальная организация
5.7. Неформальная структура
5.8. Недостатки в анализе бюрократии
5.9. Достоинства в анализе бюрократии
6.Культура
6.1. Проявление культуры
6.2.Пределы совместимости и различий субкультур
6.3. « Конфликт цивилизаций
6.4. Внутри-и межкультурный конфликт
6.5.Элементы культуры
6.6. Функции культуры
6.7.Культурные универсалии
6.8. Виды культуры
6.9.Политическая культура
6.10.Составные элементы политической культуры
7.Культура и личность
7.1.Личность
7.2. Подходы к исследованию личности
7.3. Личность и социальная среда.
7.4. Социально-значимые качества личности
7.5.Э тапы социализации
7.6. Механизмы социализации
7.7.Агенты социализации
7.8. Мотивация поведения людей
7.9. Маргинализация
8.Основы политологии
8.1. Политическая деятельность
8.2. Основные формы политической деятельности
8.3. Объект политической деятельности
8.4. Цель политической борьбы
8.5.Главная цель политики
8.6.Базовый элемент существования и функционирования власти
8.7. Легитимность.
8.8. Компоненты легитимности
8.9.Возможности приобретения легитимности.
8.10.Типы легитимности по М. Веберу.
8.11.Бихевиристское методологическое направление при рассматривании власти.
8.12.Теологически теории власти.
8.13.Реляционистские концепции власти.
8.14. Власть в рамках системных концепций.
8.15. Конфликтологические теории власти.
8.16.Особенности политической власти:
8.17.Функционирование политической власти.
8.18.Традиционная власть.
9.Власть и конфликт
9.1. Особенности политических конфликтов в тоталитарных режимах
9.2. Особенности политических конфликтов в демократических режимах
9.3. Конфликт, в сфере политики
9.4. Власть и господство предмет конфликта
9.5.Конкуренция политических элит
9.6.Политизация социальных конфликтов
9.7.Правовое государство
9.8. Основания системы государственной власти в правовом государстве
9.9. Составляющие политики
9.10.Основные направления политической мысли
9.11. Консерватизм
9.12.Власть
9.13.Либерализм
9.14.Гражданское общество
9.15. Основополагающие условия жизнедеятельности гражданского общества
9.16.Условие функционирования гражданского общества
9.17. База политических конфликтов
9.18. Уровни политических структур
9.19.Системный конфликт
9.20. Социальная база конфликта
9.21. Характерная черта разрешения конфликта
9.22. Особенности политических конфликтов
9.23. Основа конфликта
9.24. Природа любой конфликтной ситуации и самосознание
9.25. Интенсификация конфликта
9.26.Эскалация конфликта
9.27.Основные функции политической системы.
9.28.Политические режимы в зависимости от политической системы.
9.29.Политические режимы по характеру взаимодействия с окружающей средой.
9.30. Политические режимы с позиций формационного подхода.
9.31. Политические режимы в зависимости от степени структурной дифференциации и секулярности.
10. Политические партии и политические системы
10.1.Системная модель функционирования политических систем.
10.2.Сущность политической системы, в трактовке Д. Истона.
10.3.Информационно-кибернетическую модель политической системы.
10.4.Политическая партия.
10.5. Сущность политических партий.
10.6. Партии и фракции.
10.7. Партии по характеру доктрин.
10.8. Место и роль партий в политической системе.
10.9. Партии по критерию организационной структуры.
10.10.Партии по виду партийного руководства.
10.11. Функции политических партий.
10.12. Типы партийных систем.
10.13.Политика партии.
10.14.Партии в практической политике.
Спецификация теста соответствует структуре содержания курса. Структура определяется объединением социологии и политологии. Социология включается в содержание курса своими аспектами, своими различными формами и модификациями.
Подобная структура тестов определяет выбор элементов содержания включенного в тестовые задания. Цель заключается в стремлении дать студентам понимание и владение необходимыми социальными и политическими технологиями современной жизни, также формировать свою собственную социальную и политическую позицию.
3. Перечень объектов контроля (виды знаний, умений, контролируемых заданиями тестов.)
1 |
Приводить примеры, научные представления позволяющие проверить знания |
2 |
Применять содержательный смысл социологических и политологических понятий для анализа явлений и процессов |
3 |
Владеть понятиями и представлениями, связанными с жизнедеятельностью человека и общества |
4 |
Объяснять социологические и политические явления |
5 |
Иллюстрировать роль социологии и политологии в обычной жизни |
6 |
Указывать границы применимости научных знаний, законов и теорий |
7 |
Делать выводы на основе социологических данных |
8 |
Производить сравнительный анализ различных социологических и политологических теорий. |
4.Распределение заданий тестовой работы по уровню сложности (если тестовые задания разного уровня сложности).
Уровень сложности заданий |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу. |
Базовый |
121 |
121 |
60,5% |
Повышенный |
29 |
58 |
14,5% |
Высокий |
50 |
150 |
25% |
Итого |
200 |
100% |
Тестовые задания предполагают дифференциацию по уровню сложности:
n «Базовый уровень, который формируется за счет включения в рабочие тесты заданий типа « Множественный выбор».
n Повышенный уровень создается за счет добавления к вопросам «множественного выбора» тестовых заданий « короткий ответ».