Обязательства по гарантийному обслуживанию
Денежные средства (cash) |
= |
Обязательства по гарантийному обслуживанию (waranty liabilities) |
+ Прибыль (profit) |
— 10000 |
= |
— 10000 |
Обратите внимание, что эта операция не влияет на прибыль текущего периода. Такой подход позволяет более точно применять принцип соответствия. В данном случае прибыль компании от продажи автомобиля не будет завышена, так как мы сразу в момент регистрации продажи уменьшим ее на сумму ожидаемых гарантийных обязательств. Гарантийные расходы, хотя фактически и возникают через какое-то время после продажи, на самом деле являются следствием этой продажи. Поэтому и расходы по ним должны влиять на прибыль не будущих, а текущего периода, т. е. периода, когда компания продала автомобиль.
Глава 4. Дебиторская задолженность
Очевидно, что компании не всегда сразу получают деньги за свои товары или услуги. Даже в розничной торговле, когда покупатель расплачивается кредитной карточкой, магазин получает деньги лишь через какое-то время. Иными словами, до момента получения оплаты за уже проданные товары или уже предоставленные услуги (не путать с предоплатой) у клиентов-должников перед компанией образуется дебиторская задолженность (accounts receivable, или A/R). Об учете дебиторской задолженности в финансовой отчетности мы и поговорим в этой главе.
Сколько нам должны?
В разных видах бизнеса важность дебиторской задолженности для компаний разная. В некоторых индустриях это очень значительные цифры:
Индустрия |
Дебиторская задолженность как процент от общих активов, % |
Общественное питание |
1,6 |
Магазины одежды |
3,0 |
Производители микропроцессоров |
11,3 |
Рекламные агентства |
42,7 |
Транспортные компании |
43,1 |
Производители программного обеспечения |
45,5 |
Источник: Обзор Global Vantage, 2000.
Очевидно, что как бы компании ни хотелось, некоторая часть дебиторской задолженности окажется проблемной. Кое-кто из клиентов не заплатит всю или часть суммы, которую они должны. Безусловно, компании стараются снизить процент неуплаты, но иногда риск — это часть бизнеса, способ увеличения продаж. В качестве яркого примера можно привести потребительские кредиты — выдавая такие кредиты, банки совершенно ясно понимают, что часть кредитов не будет возвращена, но это часть их бизнеса (для банков выданные ими кредиты являются задолженностью их клиентов, т. е. по сути дебиторской задолженностью).
Как в этом случае необходимо вести учет потенциальных невозвратов (по-английски bad debts — "плохие долги")? Потенциальные невозвраты по дебиторской задолженности необходимо учитывать в момент, когда мы учитываем выручку и фиксируем прибыль от сделки (вспомните принцип соответствия).
Если списывать "плохие долги" по мере их возникновения прямо из прибыли, то возникает ситуация, когда возможно искажение финансовых результатов компании в разных периодах. Например, в первом году компания продала товаров в кредит на 100 руб., заработав 80 руб. прибыли. Но 20 руб. из этих 100 руб. — это задолженность, которая вряд ли будет возвращена. Во втором году становится очевидно, что действительно 20 руб. не вернутся и их надо списывать. Что делать? Уменьшать прибыль второго года? Но тогда прибыль второго года будет меньше на 20 руб. Менеджеры плохо сработали? А если во втором году у компании уже другие менеджеры? Ведь реально эти 20 руб. убытков — результат работы в первом году. Нарушается один из принципов ведения финансовой отчетности: принцип соответствия выручки и расходов. В связи с этим для учета сомнительной задолженности используется другая схема.
Рассмотрим ее подробнее. Для учета таких ситуаций в финансовой отчетности создается резерв по сомнительной задолженности (allowance for doubtful accounts, или ADA). Так как по сути этот резерв не является обязательством компании и уменьшает реальную сумму ее активов (дебиторской задолженности), то показывается этот резерв в разделе активов, уменьшая строку дебиторской задолженности.
По сути, резерв по сомнительной задолженности представляет собой копилку для денег, зарезервированных на определенные цели, в данном случае на компенсацию бизнесу списанных долгов клиентов. В жизни это аналогично накоплению денег, например, на отпуск. С каждой зарплаты вы откладываете определенную сумму, а когда отпуск наступает, то берете деньги из этой копилки, не трогая то, что вы должны потратить "на жизнь" каждый месяц.
Взгляните, например, на выдержки из финансовой отчетности по МСФО Магнитогорского металлургического комбината за 2007 г.:
ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" и дочерние предприятия консолидированные бухгалтерские балансы по состоянию на 31 декабря 2007 и 2006 гг. (млн. долл. США) |
|||
Примечание |
31 декабря |
|
|
2007 |
2006 |
||
Активы |
|||
Оборотные активы: |
|||
Денежные средства и их эквиваленты |
3 |
256 |
338 |
Краткосрочные банковские депозиты |
4 |
1279 |
228 |
Краткосрочные инвестиции |
5 |
393 |
325 |
Дебиторская задолженность третьих сторон за вычетом резервов |
|||
по сомнительным долгам в размере 4 млн. долл. США на 31 декабря 2007 г. и 12 млн. долл. США на 31 декабря 2006 г. |
6 |
1306 |
851 |
6. Дебиторская задолженность третьих сторон |
|||
31 декабря |
|||
2007 |
2006 |
||
Торговая дебиторская задолженность |
699 |
422 |
|
Налог на добавленную стоимость к возмещению |
244 |
191 |
|
Авансы уплаченные |
80 |
137 |
|
Займы выданные |
72 |
14 |
|
Проценты к получению |
70 |
23 |
|
Авансовые платежи по налогу на прибыль |
65 |
36 |
|
Прочая дебиторская задолженность |
84 |
40 |
|
1314 |
863 |
||
Резерв по сомнительным долгам |
(8) |
(12) |
|
1306 |
861 |
||
Как видите, в 2007 г. ММК показывает в балансе дебиторскую задолженность в размере $1,3 млрд. уже за вычетом резерва по сомнительным долгам всего в $8 млн.
Периодически компания производит анализ дебиторской задолженности и на основе его определяет, каким должен быть резерв по сомнительной задолженности. Для пополнения этого резерва компания списывает необходимую сумму из прибыли. Например, если резерв надо увеличить на 10 руб., компания проведет следующую операцию:
Дебиторская задолженность (accounts receivable) |
— |
Резерв по сомнительной задолженности (allowance for doubtful accounts) |
= |
Прибыль (profit) |
+ 10 |
= |
— 10 |
Обратите внимание, что резерв по сомнительной задолженности вычитается из суммы активов на левой стороне равенства бухгалтерского баланса, поэтому в данном случае равенство бухгалтерского баланса соблюдается (плюс на минус дает минус).
И обратите внимание на следующий факт:
— компания должна проводить анализ резерва в каждый период;
— этот анализ будет связан с работой в текущем периоде;
— изменение резерва будет отражаться на прибыли текущего периода.
Такой подход отражает принцип соответствия — работа менеджеров в текущем периоде находит свое отражение в финансовом результате этого периода, а не в следующем.
Вы можете задать вопрос: а зачем нужен резерв? Не проще ли напрямую уменьшать дебиторскую задолженность и прибыль? Проблема в том, что наша дебиторская задолженность, хотя мы видим ее отдельной строкой, на самом деле представляет собой сумму того, что нам должен каждый наш клиент. Если мы не будем создавать резерв, то нам придется уменьшать задолженности каких-то конкретных клиентов. Проблема в том, что мы не знаем точно, кому из наших клиентов нам придется в итоге "списать" долги. Резерв является обезличенным "мешком" и не привязан к конкретным клиентам, что позволяет решить эту проблему.
В финансовой отчетности компании (точнее, в отчете о прибылях и убытках) увеличение резерва по сомнительным долгам часто показывается отдельной строкой, которая называется "увеличение резерва по сомнительной задолженности" (bad debt expense или provision for doubtful accounts) (обычно эта строка идет в примечаниях в расшифровке расходов в финансовой отчетности). Вот, например, данные ВымпелКома (Билайн) за 2007 г.: