Организация планирования бизнеса
Лекция 1. Организация планирования бизнеса
Понятие и сущность планирования
Любой собственник стремиться реализовать свои личный интересы посредством использования потребностей других людей, а это требует осознания целей деятельности и волевых усилий по их достижению.
Рациональное достижение субъективных фактов в жизни претворяются посредством планов.
План – это рабочий инструмент достижения цели, поставленной субъектом предпринимательства, создается на основе коньюктурного прогноза среды хозяйствования и расписывается по исполнителям, времени и средствам.
Слово «инструмент» в определении значит, что план не является целью, а лишь средством достижения цели.
Арсенал средств, для достижения целей может включать экономические, психологические, коммерческие, организационные, кадровые, технологические и иные действия.
Разъясним компоненты значения, которые составляют понятие «план».
Средства достижения цели могут меняться, в этом заключается смысл понятия «рабочий инструмент». Постоянная адаптация плана на стабильность является его доминантой.
«Достижение поставленной цели»: определяется удовлетворение личных и коллективных интересов работников объекта хозяйствования на основе конъюнктурного прогноза. Это означает, что в основе субъективных действий исполнителей планов находится их понимание объективных закономерностей существования хозяйственной среды и её использование.
Фраза «расписанный по исполнителям, времени и средствам» означает, что план действий обязательно должен быть обеспечен временными и пространственными ресурсами, т. е. он должен быть обеспечен по срокам исполнения материальными, трудовыми, финансовыми и интеллектуальными средствами. Без такого обеспечения план превращается в фантазию.
Основные характеристики плана:
1. волевое и активное воздействие на будущее;
2. отражение субъективного представления о будущем;
3. план является разновидностью управленческой деятельности;
4. план является дешифратором целевых установок;
5. может использоваться для достижения любых целей;
6. представляет собой числовую модель будущего развития;
7. предполагает ответственность за осуществление будущего;
8. отражает учёт условий внешней среды хозяйствования, в т. ч. конъюнктуры рынка;
9. учитывает возможности внутренней среды хозяйствования, в т. ч. имеющиеся ресурсы;
10. должен быть реальным, т. е. выполнимым;
11. определяет представления о рациональном соотношении внешних и внутренних факторов для субъекта хозяйствования;
12. определяет порядок поведения для достижения лучших условий существования;
13. является мотивированной системой действий на будущее;
14. является первопричиной мотивации персонала и оценки его работы;
15. план должен иметь резервы для форс-мажорных обстоятельств;
16. может предусматривать меры ответственности для исполнителей;
17. должен отражать интересы всех структурных подразделений предприятия;
18. оформляется документально в письменной форме;
19. является внутренним документом предприятия;
20. может использоваться для установления контактов с партнерами и инвесторами;
21. утверждается руководством предприятия;
22. должен быть достаточно стабильным по времени;
23. должен иметь возможности корректировок и адаптации к новым условиям работы.
Система планов организации
Планирование — это определение желаемого результата и эффективных путей его достижения при имеющихся ограничениях по времени и ресурсам.
Планирование – это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своей цели. Планирование представляет собой процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.
Преимущества планирования:
способствует рациональному решению задачи с меньшими затратами; позволяет вести обдуманную подготовку к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования; улучшает координацию действий исполнителей плана; усиливает коллективные возможности приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц; ведет к более рациональному использованию ограниченных ресурсов; дает возможность контролировать события и определять проблемы в деятельности.
Классификация планов
По характеру плановой деятельности выделяют:
a) Индикативное планирование – желаемый результат и пропорции планируются на основе показателей целевых программ и прогнозов развития экономического и социального развития. Ориентиры программ и прогнозов носят рекомендательный характер. Параметры прогнозов конкретизируются через бизнес-планирование.
b) Бизнес-планирование – представляет собой экономическое обоснование характера поведения организации на рынке (бизнес-план организации) и состава действий, связанных с осуществлением намеченных изменений, включая оценку их перспективности и целесообразности (бизнес-план проектов). Бизнес-планирование осуществляется на основе маркетинговых принципов хозяйствования. Параметры бизнес-планов учитываются при составлении рабочих планов организации.
c) Рабочее планирование – определение объемных и календарных пропорций в деятельности организации на заданный временной период (год). Параметры годового производственно-экономического плана организации используются в качестве основы при планировании работы структурных и производственных подразделений организации.
d) Директивное планирование – предусматривает централизованный порядок установления и обязательность выполнения плановых заданий структурными и производственными подразделениями организации, а также детализацию заданий по интервалам планируемого периода (квартал, месяц, декада).
По временному горизонту планирования выделяют:
a) Долгосрочное планирование – охватывает 5-10 лет;
b) Среднесрочное планирование – охватывает 2-3 года;
c) Текущее планирование – охватывает год с разбивкой по кварталам;
d) Оперативное планирование – охватывает месяц, декаду, неделю.
По уровням планирования выделяют:
a) Планирование экономического и социального развития народного хозяйства;
b) Планирование экономического и социального развития регионов;
c) Планирование экономического и социального развития сфер экономики, отраслей, комплексов;
d) Планирование экономического и социального развития организаций.
По направленности плановой деятельности выделяют:
a) Планирование основного производства;
b) Планирование подсобного производства;
c) Планирование вспомогательного производства.
По составу плановых задач выделяют:
a) Планирование конечных результатов деятельности;
b) Планирование потребности в ресурсах;
c) Планирование эффективности производства;
d) Планирование нововведений (изменений).
Приоритеты планирования
1. Диверсификация видов деятельности и доходов организации.
2. Применение проектного маркетинга.
3. Применение конкурентного ценообразования.
4. Изменение в имущественной политики организации.
5. Повышение роли профессиональной подготовки работников.
6. Мотивация саморазвития и самоорганизации персонала.
7. Согласование экономических интересов собственников и менеджеров.
8. Перестройка внутрифирменных экономических отношений.
9. Внедрение регламентов в организации управления.
10. Обеспечение информационной прозрачности конечных результатов бизнеса.
Этапы планирования на уровне организации
1. Анализ положения организации на рынке:
— расчет рейтинга экономической надежности организации;
— диагностика финансовой устойчивости;
— оценка эффективности использования ресурсов;
— изучение складывающейся конъюнктуры рынка и выделение конкурентных преимуществ;
— исследование влияния изменений в рыночной среде на мотивы и активность предпринимательских структур;
— выявление производственно-экономических проблем.
2. Вариантная проработка стратегии развития организации:
— определение миссии и генеральной цели организации, постановка конкретных целей организации на рынке;
— определение состава задач, решаемых в рамках выделенных конкретных целей организации;
— обоснование приоритетных направлений деятельности;
— составление целевых программ развития;
— прогнозирование показателей эффективности продаж и капитала по направлениям деятельности организации.
— оценка перспектив бизнеса организации в выбранной зоне хозяйствования;
— разработка бизнес-плана организации.
3. Экономическое обоснование проектов развития бизнеса:
— определение целесообразных преобразований (изменений) в деятельности организации;
— оценка возможностей использования результатов намеченных изменений в других проектах;
— разработка бизнес-планов проектов.