Учебные материалы по бухучету | Планирование кластера базисных нововведений | Buhu5
ВУЗы по бухучету Готовые работы по бухучету Как писать работы по бухучету Примеры решения задач Решить задачу online

Планирование кластера базисных нововведений


Планирование кластера базисных нововведений происходит в фазе подъема вначале в быстрорастущих отраслях, являющихся носителями волны, а в дальнейшем — в старых отраслях в результате давления спроса со стороны новых отраслей. Подъем связан с обновлением основного капитала, с техническими изобретениями и открытиями. Волна базисных нововведений порождает последующую волну дополняющих, действует «инновационный мультипликатор». Базисные нововведения обуславливают рост производства, индуцирующий появление вторичных улучшающих нововведений, замещающих устаревшие технологии. Посредством направленных базисных качественных, радикальных нововведений достигается «скачок», качественно новый необратимый уровень развития.

Во время депрессии инвестиции в традиционные технологии становятся более рискованными вследствие насыщения рынка. Снижение инвестиционной активности сопровождается переориентацией НИОКР на поиск новых сфер приложения капитала, на проекты, сулящие радикальные изменения. План маркетинга должен отражать оптимальное время выброса на рынок нового продукта, но только тогда, когда точка наиболее глубокого спада преодолена.

Итак, на разных стадиях развития предприятия планируются те или иные нововведения. По своей природе инновационный процесс не может быть обеспечен одним видом нововведений, например технологическим ноу-хау, необходимо внедрение системы инноваций. Становится все труднее удерживать конкурентное преимущество за счет лишь одной технологии; фирме требуются дополнительные активы (сети распространения продукции, вспомогательные технологии и т. п.), которые позволят полнее воспользоваться преимуществами инноваций. Модернизация предприятия предполагает планирование внедрения комплекса инноваций: базисных, а также обязательных сопутствующих, дополняющих. Содержание комплекса различается на разных стадиях состояния предприятий. Базисом поступательного движения является прогресс в технике и технологии. В них материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общественного производства. Достижения современной техники базируются на фундаментальных и прикладных научных открытиях и исследованиях. Планируется взаимосвязь и взаимодействие приоритетов развития техники, технологии и науки. Планирование изменений техники и технологии требует психологической и организационной перестройки, подготовки и переподготовки персонала, изменений в управлении, оплате труда, интеграции бизнеса.

Общие цели на стадиях стагнации, депрессии, оживления: преодоление несостоятельности, падения производства; снижение задолженностей, финансовое оздоровление предприятия (подсистем). Общие (корпоративные) стратегии – выживание, сокращение бизнеса, расходов; переориентация. Деловые (конкурентные) стратегии: разворот, отделение, ликвидация, отступление (уход с рынка), поиск сфер привлечения, приложения капитала, сохранение части рынков сбыта и поиск новых рынков; «комутантная» («приспособительская») конкурентные стратегии и др. На стадиях относительной стабильности и стабильности (развития) общими целями являются достижение стабильного экономического роста, увеличение производительности диверсифицированных бизнесов, научно-техническое развитие. Корпоративные стратегии — диверсификация, интеграция, мобилизация, накопление улучшений, реструктуризация предприятия, а затем – стратегия модернизации — качественного изменения предприятия, «скачок». Конкурентные стратегии – «силовая», «пионерская», «наступательная» (расширение и завоевание рынка), «наилучшая стоимость» и др.

Схематично параметры предприятия и планируемые изменения на разных стадиях в цикле его развития показаны на рисунке 1.2.

 

Рис. 1.2. Планирование изменений на стадиях развития предприятия

1.6. Анализ и планирование в управлении изменениями

хозяйствующих субъектов

Управление – сложная многогранная деятельность, обеспечивающая целенаправленную координацию, согласованность всех факторов модернизации хозяйствующих субъектов. Управление – это совокупное осуществление функций. В силу единства процесса и структуры управления, функции управления должны рассматриваться в связи, во взаимоотношениях с функциями аппарата. Функции, составляющие замкнутый цикл управления – это принятие управленческого решения, реализация решения, контроль. Каждая функция управления может быть подвергнута дальнейшей дифференциации следующим образом. Принятие решения – прогнозирование (целеполагание), планирование; реализация решения – организация, координация и регулирование, активация (мотивация); контроль – учет, анализ.

Планирование, как функция управления определяет те или иные целенаправленные, взаимосвязанные действия, обеспечивающие социально-экономическое развитие (модернизацию), создание нового инновационного хозяйствующего субъекта. Планирование отражает управленческие решения для преодоления выявленных в ходе анализа ситуации проблем, достижения поставленных соответствующих целей и стратегий, включает плановые действия (мероприятия) по факторам (разделам) – функциональным подсистемам, ресурсы для их осуществления, а также отражает оценку эффективности плана. Плановые действия (мероприятия) разрабатываются с учетом фактического состояния объекта и необходимых изменений.

Анализ – важнейшая функция управления, база планирования. При планировании производится анализ по всем факторам модернизации (разделам плана) в соответствии с методиками: анализа финансового состояния, SWOT – анализа, анализа инновационного потенциала, персонала, технического и организационного уровня и др. (приложения 5, 6) Анализ включает:

—  стадии анализа: предплановую, в течение планового периода, оценку выполнения плана на стадиях планирования: выяснение исходного уровня, разработку планов в ходе планового периода и по его окончании;

—  установление количественных и качественных характеристик состояния и тенденций изменений хозяйствующего субъекта;

—  определение влияния отдельных факторов на состояние предприятия (компании, региона и др.).

Выяснение нерешенных проблем, неиспользованных возможностей развития хозяйствующего субъекта, то есть на основе анализа его состояния и тенденций изменений производится отбор проблем, подлежащих плановому решению.

Анализ для выяснения состояния и тенденций изменений, проблем, требующих управленческого решения, содержания планов реструктуризации и модернизации проводится по всем подсистемам деятельности хозяйствующего субъекта (функциональным разделам бизнес-плана – маркетинговому, организационному, управленческому, производственному, кадровому, финансовому и др.) Примерное содержание анализа по различным направлениям, изменяющееся в зависимости от целей, стратегий, сфер бизнеса и т. д. приведено в приложении 7.

1.7. Процесс планирования

Процесс планирования начинается со сбора информации и анализа ситуации и тенденций изменений хозяйствующего субъекта, базирующегося на рациональных, достоверных информационных потоках, что позволяет выяснить факторы, проблемы, неиспользованные возможности развития. Для решения проблем в управлении изменениями изначально целеполагание. Планы исходят из целей (корпоративных, конкурентных и функциональных), например, на стадии депрессии общие цели: преодоление несостоятельности, социально-экономической отсталости, предполагают соответствующие общие стратегии, такие как выживание, сокращение (отсечение лишнего) бизнеса, расходов. Функциональная маркетинговая цель – преодоления падения спроса предполагает выбор из стратегий: деловых (конкурентных) – «разворот», «отделение», «ликвидация», отступление (уход с рынка) и др.; функциональных стратегий – поиск рыночной ниши, прекращение выпуска убыточного ассортимента и др. Достижение социальных целей, например, разработки системы кадровой политики, роста занятости, снижения внутреннего долга перед персоналом возможно при использовании стратегий «точечной» реструктуризации персонала, формирования системы вознаграждения и др. Цель разработки новых конкурентных технологий обеспечивается наступательными инновационными стратегиями – стратегиями лидера: исследовательское лидерство, опережающей наукоемкости, радикальное опережение, сохранение технологических позиций, технологическая связанность, следование жизненному циклу, стадийное преодоление.

Множество целей и стратегий обусловлено разнообразием проблем деятельности. Примеры возможных целей и соответствующих стратегий предприятий на разных стадиях развития (депрессия, оживление, относительная стабильность, стабильность (развитие)) приведены в приложениях 8, 9. Плановые решения надежнее принимать после оценки целеполагания, стратегий. Бальная оценка целей и стратегий предприятий с учетом их значимости на той или иной стадии развития предприятий показана в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Оценка уровня целеполагания стратегий на предприятии

для плановых решений

Цели,

стратегии

Значимость целей, стратегий на стадиях развития предприятий

Депрессия

Оживление

Относительная стабильность

Развитие

Маркетинговые

0,05

0,1

0,15

0,15

Организационно-управленческие

0,25

0,25

0,2

0,2

Финансово-экономические

0,2

0,2

0,1

0,1

Технико-технологические

0,05

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020