Тема 3. 1. Порядок создания и государственной регистрации банков. Юридические лица, которые имеют намерения осуществлять банковскую деятельность, имеют статус юридического лица частного права. Исходя из этого, они создаются в учредительном порядке. Правовой основой их создания и государственной регистрации являются ГК, ХК, ЗУ "О банках и банковской деятельности", "Об акционерных обществах", "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей". ЗУ "О банках и банковской деятельности" создает лишь основу регулирования порядка и процедуры создания и государственной регистрации банка, которые в последующем детализируются в постановлении правления НБУ "Об утверждении положения о порядке регистрации и лицензирования банков, открытия обособленных подразделений" от 08.09.2011. Исходя из действующего законодательства, в зависимости от того, за счёт чьих собственных средств формируется уставной капитал банка, различаются процедуры создания: 1) для банков, уставной капитал которых формируется за счёт собственных средств физических и юридических лиц-резидентов Украины; 2) для банков, которые получают статус банка с иностранным капиталом; 3) для государственных банков; Для всех указанных процедур общим является их учредительный порядок. Процедуре государственной регистрации юридического лица, которое намеревается осуществлять банковскую деятельность, предшествует такой этап как согласование устава НБУ. Для прохождения этой процедуры, уполномоченное учредителем лицо должно предоставить НБУ следующие документы: 1) протокол собрания учредителей или учредительного собрания (договор о создании банка). Этот документ должен содержать решение о создании банка, утверждение устава банка, избрание наблюдательного совета банка, главного бухгалтера и членов правления банка, председателя банка, уполномоченного учредителями лица для утверждения устава. Также указывается время и дата проведения учредительного собрания, порядок голосования и кворум. Протокол подписывается секретарем и председателем. 2) устав банка (ЗУ "О банках…"). 3) копии документов, необходимых для идентификации учредителей. Для юридических лиц — это выписки из Единого реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей об их государственной регистрации; для юридических лиц не резидентов — выписка из торгового или банковского реестра, которым подтверждается гос. регистрация юридического лица не резидента в стране нахождения его главного офиса. Для физических лиц — это копия паспорта и копия кода. Эти документы должны быть нотариально удостоверены. 4) документы, определенные НБУ, которые дают возможность сделать вывод о деловой репутации учредителей, членов исполнительного органа банка, руководителя банка и иных лиц, чью деловую репутацию необходимо подтвердить на этапе создания банка. Такими документами являются: анкеты по установленной НБУ форме, в которых в частности содержатся сведения о состоянии исполнения этими лицами обязательств по расчетам по выданным кредитам (если кредиты выдавались); у физического лица — это информация по уплате и отсутствии задолженности по налогам. В этих анкетах указываются и подтверждаются соответствующими справками отсутствие судимости у физического лица-учредителя, руководителя, бухгалтера, у юридического лица — отсутствие судимости членов его руководящих органов. В анкетах указывается финансовое состояние учредителей и подтверждение наличия у них достаточного количества СОБСТВЕННЫХ средств для осуществления взносов в установной капитал создаваемого банка. В уставной капитал банка запрещается вносить средства, взятые в кредит, так же как запрещается юридическому лицу-банку инвестировать средства в уставной капитал другого банка. 5) документы, подтверждающие полную укладку учредителями взносов в уставной капитал банка. 6) сведения о структуре всей собственности юридического лица, которое ходатайствует перед НБУ о получении статуса банка. 7) если законодательство об экономической конкуренции этого требует, то уполномоченное учредителем лицо подает документы, содержащие вывод антимонопольного комитета У
|
Украины о соблюдении законодательства об экономической конкуренции. 8) копия платежного документа о внесении платы за согласование устава. НБУ должен рассмотреть все документы, предоставленные для согласования устава и принять решение о согласовании устава либо об отказе от такого согласования в течение 3 месяцев с моменты получения полного пакета документов. В течение 5 дней с того момента, как уполномоченное учредителями лицо предоставит все документы в НБУ, оно обязано подать в территориальное подразделение НБУ по месту будущей регистрации банка ходатайство об открытии накопительного счета, на котором будут аккумулироваться взносы на формирование уставного капитала банка. Накопительный счет открывается в территориальном подразделении НБУ в течение 5 дней. За 10 дней до окончания 3-х месячного срока, в течение которого НБУ принимает решение об утверждении устава, все учредители обязаны произвести все положенные выплаты, направленные на формирование уставного капитала банка. Средства, перечисляемые учредителями на накопительный счет в территориальном подразделении НБУ, предварительно должны быть зачислены и находиться на собственных текущих счетах физических и юридических лиц-учредителей, с которых они и перечисляются на накопительный счет. НБУ может отказать в утверждении устава, если: 1) пакет документов, предоставленных для согласования является неполным; 2) в документах содержатся недостоверные сведения; 3) документы не соответствуют требованиям законодательства; 4) деловая репутация учредителей не соответсвует требованиям законодательства; 5) финансовое состояние учредителей является неудовлетворительным; 6) учредители не имеют собственных средств для формирования
|