Правовое положение иностранного инвестора
Правовое положение иностранного инвестора в принимающем государстве регулируется, вопервых, нормами lex personalis или lex societatis при определении его личного статута и, вовторых, имеющими важнейшее значение нормами права принимающего государства при установлении реального статуса инвестора.
В первую очередь это трансформированные в национальное право унифицированные материальные и коллизионные нормы международных договоров о торговле и сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите инвестиций (капиталовложений), таможенных и налоговых соглашений, а также национальное право в части, касающейся регулирования трансграничных отношений в целом и иностранных инвестиций в частности (Соглашение с Сирией о поощрении и взаимной защите капиталовложений).
В настоящее время в международных договорах о трансграничных инвестициях и национальных правовых актах государств, в том числе и в России, в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» закрепляется более емкая формула — «режим, не менее благоприятный, чем для своих инвесторов». Она имеет более сложное содержание. Так, она трактуется и как не допускающая дискриминации иностранного инвестора, и как оставляющая за принимающим государством право устанавливать специальный, включающий как льготы, так и ограничения, режим именно для трансграничной инвестиционной деятельности.
Для привлечения иностранных капиталов государство устанавливает ряд специальных инвестиционных гарантий и льгот. Важнейшими льготами, предоставляемыми иностранному инвестору для осуществления избранного им вида инвестиционной деятельности, можно считать беспошлинный ввоз имущественных и иных ценностей для формирования — возможность суброгации (замещения) инвестора другим лицом; таможенные и налоговые льготы. К гарантиям относятся права иностранного инвестора защищать свои интересы в суде; считать имущество, приобретенное или созданное инвестором, собственностью инвестора; разрешение открывать банковские счета в рублях или валюте, у себя или в нашей стране, с использованием, правда, исключительно для финансирования его деятельности; предоставление права на вывоз или реинвестирование прибыли; обеспечение стабильного, не подверженного резким изменениям правового поля на весь или большую часть периода действия инвестиционного соглашения («дедушкина», или стабилизационная, оговорка): от 1 до 7 лет с правом продления, а иногда — на весь срок действия договора.
Обычной практикой является запрещение или ограничение иностранных инвестиций в оборонный комплекс, крупные и важные для страны так называемые стратегические отрасли национального хозяйства. В 2005 г. Франция объявила стратегическими 10 отраслей национальной экономики и ужесточила допуск в них прямых иностранных инвестиций, что привело к обвинению ее в «экономическом национализме». Россия с 2008 г. ограничивает свободу доступа иностранных инвестиций в более 40 стратегических отраслей, обусловив его получением разрешения на уровне Правительства. Во многих странах также устанавливаются пороги ограничения для иностранных вложений в 25, 30 и 50% уставного капитала, включая особый порядок выдачи разрешений.
Существенным фактором, влияющим на положение инвестора, является право государства на национализацию и реквизицию. Каждая из этих мер применяется государством (его органами) на основании национального права, а также только в очевидных, т. е. установленных законом, случаях, за исключением вооруженного конфликта, чрезвычайного положения и подобных им ситуаций, а также в общественных интересах. Однако общепризнанной нормой, закрепленной универсальными договорами (например, Сеульской конвенцией 1985 г.) и региональными двусторонними соглашениями о взаимной защите инвестиций за инвестором признается право на судебную защиту, на недискриминационный характер применяемых к иностранному инвестору мер, а также на своевременную (быструю) и адекватную (эффективную) компенсацию.
Позиция России отражена в Федеральном законе 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; в соответствии с его положениями иностранные инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме как в исключительных предусмотренных законом случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах.
Договор с Италией о взаимной защите инвестиций 1999 г. содержит эту же формулировку с добавлением «ни деюре, ни дефакто», направленную против «ползучей» национализации и иных сходных с ней мер.
Правовое положение иностранного инвестора по законодательству России определяется Федеральным законом 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Его значение состоит в том, что он представляет собой, вопервых, специальный акт, имеющий известное преимущество перед общими нормами, вовторых, кодификацию sui generis важнейших норм, регулирующих иностранную инвестиционную деятельность в правовом поле России, втретьих, полно и рассматривается иностранное лицо, физическое или юридическое, в том числе международная организация, отвечающее одновременно требованиям как принимающего, так и направляющего инвестиции государства, созданное в соответствии с его национальным законодательством. Однако в принятом Госдумой в апреле 2008 г. Федеральном законе «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» к иностранным инвесторам (за исключением госкомпаний) также отнесены российские предприятия, находящиеся под контролем иностранных инвесторов. Это может означать, что к ним будут отнесены все российские компании, работающие в стратегических отраслях, в случае если доля иностранного капитала будет превышать 10%.
Таким образом, при решении вопроса о допуске иностранного инвестора на свою территорию Россия одновременно руководствуется как положениями законодательства посылающего государства о наличии у инвестора обусловленной законами этого государства инвестиционной право и дееспособности, так и положениями своего, российского законодательства о допуске иностранных лиц именно этого государства на свою территорию в искомом качестве.
Для определения статута (применимого права) физического лица, действующего в качестве иностранного инвестора, Закон указывает два основания — гражданство и постоянное место жительства для лица, не имеющего какоголибо гражданства и проживающего за пределами России. Если иностранный индивидуальный инвестор будет зарегистрирован в России в качестве индивидуального предпринимателя, то на его деятельность будет распространяться право России (ст. 1201 ГК РФ), за исключением тех позиций, которые согласно ст. 1196—1201 ГК РФ будут определяться его личным статутом. Иностранный инвестор может быть представлен на территории РФ как юридическим лицом, учрежденным по законам иностранного государства и в соответствии с ними наделенным гражданской, в данном случае — инвестиционной правоспособностью, так и иной иностранной организацией, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства учреждения и которая имеет право в соответствии с ним осуществлять инвестиции на территории РФ.
В число субъектов инвестиционной деятельности на территории России входят международные организации и иностранные государства, но уже на основании международных договоров и опятьтаки в порядке, определяемом российским законодательством. В отношении иностранного инвестора федеральным законодательством и законами субъектов РФ установлен порядок, характеризующийся сочетанием предоставляемых иностранному инвестору льгот или поощрений, обеспечивающих эти льготы гарантий и изъятий 252 , с комплексом изъятий, направленных на защиту своей экономики и своих граждан.
џЗакон закрепляет следующие льготы, распространяющиеся только на иностранного инвестора: право на вывоз большей суммы валюты, чем разрешено российскому предпринимателю, которое обусловлено в качестве гарантии обязанностью России как принимающего государства не препятствовать переводу за рубеж прибыли и иных сумм, законно приобретенных в связи с ранее сделанной инвестицией (ст. 11 Закона); инвестору предоставляется право на ввоз в Россию для производственных целей так называемого ключевого персонала, т. е. своих, а не российских, специалистов в отдельных отраслях; привлечение к работам иностранных подрядчиков; беспошлинный ввоз оборудования, таможенные, налоговые и иные льготы. В известной мере об уровне и видах льгот или «изъятий стимулирующего характера» можно судить по видам гарантий. Так, Закон говорит о гарантии от неблагоприятного изменения российского инвестиционного законодательства, позволяющей инвестору действовать в течение определенного срока в прежнем правовом режиме (стабилизационная, или «дедушкина, оговорка»); гарантии выплаты немедленной соразмерной компенсации в случае национализации или реквизиции имущества иностранного инвестора; гарантии на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий органов власти и самоуправления (ст. 5, 8, 9). Предоставляя иностранному инвестору ряд льгот и гарантий, Россия, как и другие государства, оставляет за собой право на «изъятия ограничительного характера» (ст. 4). Прежде всего следует отметить разрешительный и регистрационный порядки допуска, в том числе и установленную для иностранного инвестора процедуру допуска к коммерческой деятельности, зависящую от отрасли вложения и суммы инвестирования. Так, в уже упомянутом Федеральном законе «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» ужесточаются требования к правилам контроля сделок, входящих в «группу сырьевых ресурсов», в том числе в отношении так называемых резервных участков недр, где иностранному инвестору — держателю лицензий на ряд месторождений федерального значения разрешается контролировать не более 10% уставного капитала без разрешения Правительства. В «оборонной группе», куда входят все отрасли оборонной промышленности, космическая и атомная отрасли, федеральное теле и радиовещание, госмонополии, крупные СМИ с тиражом более 1 млн экземпляров, иностранный инвестор обязывается согласовывать с уполномоченным органом и получать разрешение правительственной комиссии на сделки по приобретению более 50% акций стратегического предприятия или более 25%, если инвестором является иностранная госкомпания. Он также должен предоставлять в уполномоченный орган информацию о приобретении более 5% акций стратегического предприятия. Уровень и виды предоставляемых льгот в государстве с множественностью правовых систем, как уже отмечалось, может быть различен для каждого из субъектов админстративнотерриториального деления.
Порядок же регулирования отношений в связи с предоставлением уровня и видов гарантий и изъятий ограничительного характера для иностранного инвестора определяется федеральным законодательством, отступления от которого не допускаются. Таким значимые различия.