Учебные материалы по бухучету | Предпосылки возникновения маржинализма | Buhu5
ВУЗы по бухучету Готовые работы по бухучету Как писать работы по бухучету Примеры решения задач Решить задачу online

Предпосылки возникновения маржинализма


1 Предпосылки возникновения маржинализма. Этапы «маржинальной революции», особенности предмета и метода маржинализма.

2 Субъективно-психологическая направленность теорий первого этапа «маржинальной революции». Экономическое учение К. Менгера и других представителей австрийской школы.

3 Основные признаки второго этапа «маржинальной революции». Зарождение неоклассической экономической мысли.

4 Систематизация маржинальных идей родоначальником кембриджской школы маржинализма А. Маршаллом в книге «Принципы экономической науки». Предмет и метод исследования. Теория спроса и предложения. Теория цен и доходов. Методологические основы анализа эластичности спроса и издержек производства.

5. Экономическое учение Дж. Б. Кларка.

Задания:

Подготовка к семинарскому занятию, изучение литературы, рекомендованной в плане семинарского занятия.

Методические рекомендации по выполнению заданий и освоению плана:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

В первую очередь следует отметить то, что маржиналисты своими теориями произвели революцию в экономической теории. Определить, в чём она выражалась, на какие многолетние вопросы дала ответ и в чём её практическое значение.

По первому вопросу предлагается описать условия возникновения маржинализма на рассмотрении их предшественников. Работы каких экономистов дали толчок к появлению маржинализма и почему. Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин. Альтернативная возможность использования ресурсов. Опишите этапы маржинальной революции – обобщение идей маржинального экономического анализа; приоритетность маржинализма во многих странах. Предмет изучения маржинализма – анализ предельных величин. Методология маржинализма – экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов; математические методы; признание главных функций денег, уравнение обмена; предпочтение функционального метода вместо каузального метода.

При рассмотрении второго вопроса следует рассмотреть экономическое учение К. Менгера. Основные труды К. Менгера. особенности методологии К. Менгера – отсутствие в экономическом анализе средств математики и геометрических иллюстраций; использование принципа исходной категории, которой является стоимость. Первичной является не сфера производства, а сфера обращения. Стоимость определяется субъективными характеристиками – предельной полезностью. Микроэкономический анализ или индивидуализм. Концепция экономических благ и их комплиментарности – блага первого порядка и блага отдаленных порядков. Процесс превращения благ высшего порядка в блага низшего порядка. Теория стоимости – стоимость определяется предельной полезностью. Концепция оплаты и труда и обмена — каждый собственник факторов производства получает доход в соответствии со своей собственностью. Обмен, как индивидуальный акт партнеров, результат которого обоюдовыгоден, но не эквивалентен. Затем следует рассмотреть экономическое учение Ф. Визера и О. Бём-Баверка.

В третьем вопросе вы должны рассмотреть характеристики второго этапа маржинальной революции. Отказ от «субъективного направления» политической экономии и отвержение психологического аспекта оценки полезности вещей. Обоснование совместного изучения спроса и предложения (на первом этапе изучались проблемы спроса, а классики отдавали приоритет проблемам производства). Формулировка двухкритериальной теории стоимости, базой которой явились как предельные издержки, так и предельная полезность. Применение для достижения равновесного состояния экономики на микроуровне математического моделирования процессов.

При рассмотрении четвертого вопроса следует рассмотреть экономическое учение А. Маршалла. основной труд А. Маршалла – «Принципы экономикс». Особенности методологии – «чистая» экономическая теория, идеальная модель хозяйствования, отказ от каузального метода анализа. Теория стоимости – цена товара определяется ценой проса и ценой предложения – принцип «лезвия ножниц». Концепция потребительского «избытка» — разница между ценой, которую покупатель готов был бы уплатить, и той ценно, которую он фактически платит. Концепция равновесной цены – цена равенства спроса и предложения – «крест Маршалла». Констатация законов спроса и предложения. Ситуации неравновесия на рынке. Концепция эластичности спроса – показатель зависимости объема спроса от изменения цены. Концепция предельных издержек производства – закономерность изменения удельных издержек производства при увеличении объемов производства. «Репрезентативная фирма». Закон возрастающей отдачи. Закон постоянной отдачи. Концепция процента на капитал и процентной ставки.

При подготовке пятого вопроса следует рассмотреть экономическое учение Дж. Б.Кларка. Основные труды Дж. Б.Кларка. Особенности теоретико-методологических позиций Дж. Б.Кларка. учение о трех естественных разделах экономической науки. Закон предельной производительности факторов производства. Учение о статике и динамике.

Основная литература: 1-7

Дополнительная литература: 8-13

Список периодических изданий: 14-21

Список источников на электронных носителях: 22-23

Интернет-источники: 24-28

Тема 10. Американский институционализм.

1. Исторические предпосылки возникновения американского институционализма. Особенности предмета и метода институционализма. 20-30-е годы: возникновение американского институционализма и его эволюция.

2. Социально-психологический (технологический) институционализм Т. Веблена

3. Социально-правовой (юридический) институционализм У. Митчелла. Конъюнктурно-статический (эмпирико-прогностический) институционализм У. К. Митчелла.

Задания:

Подготовка к семинарскому занятию, изучение литературы, рекомендованной в плане семинарского занятия.

Методические рекомендации по выполнению заданий и освоению плана:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

Вначале следует указать, что данное направление актуально именно в наше время – на рубеже XX – XXI веков, хотя появилось значительно раньше, многие теории были предложены ещё основоположниками и дошли до наших дней. Укажите, почему так произошло, какие причины повлияли на непризнание школы в момент появления и почему на сегодня идеи этой школы вписываются в современную жизнь.

В первом вопросе сначала необходимо дать общую характеристику институционализма, его особенностей. Затем перейти к анализу особенностей предмета и метода институционализма. Движущая сила экономики – материальные, а также духовные, моральные, правовые и другие факторы. Объекты исследования – институты. Особенности методологии институционализма – историзм, учет факторов социальной среды. Черты методологии – неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками, призыв к детальным количественным исследованиям. Антимонопольная направленность институционализма. Институт, как первичный элемент движущей силы общества в экономике и вне её.

При рассмотрении второго вопроса следует экономическое учение Т. Веблена. Предмет изучения – институты – государство, семья, предпринимательство, монополии, частная собственность, профсоюзы, религия, нравы и т. д. Особенности методологии Т. Веблена – использование теории эволюции природы Ч. Дарвина, историческая оценка развития «институтов» общества. «Эффект Веблена» – поведение богатых людей при изменении цен – отклонение от закона спроса. Концепция реформ – эволюция общества, борьба между бизнесменами и инженерами; ускорение научно-технического прогресса и возрастание роли инженерно-технической интеллигенции. Установление «нового порядка».

В ходе подготовки третьего вопроса необходимо рассмотреть экономическое учение У. Митчелла. Основные труды У. Митчелла. Необходимость взаимосвязи экономических проблем с неэкономическими. Сбор статистических данных. Концепция реформ – концепция бескризисного цикла посредством различных вариантов государственного вмешательства в экономику. Основание Национального бюро экономических исследований. Развитие эконометрики. Расчет длительности «малых» и «больших» циклов. Необходимость создания специального государственного планирующего органа. Рекомендательный характер планирования.

Основная литература: 1-7

Дополнительная литература: 8-13

Список периодических изданий: 14-21

Список источников на электронных носителях: 22-23

Интернет-источники: 24-28

Тема 11. Экономическая теория Дж. М. Кейнса.

1. Исторические условия возникновения кейнсианства. Теоретические истоки кейнсианства. Методология Дж. М.Кейнса. Основные положения «Общей теории занятости, процента и денег».

2. Теория «эффективного спроса».

3. Кейнсианская модель макроэкономического развития: кейнсианская теория цикла и экономического роста, теория предельной склонности к потреблению и мультипликатор.

Задания:

Подготовка к семинарскому занятию, изучение литературы, рекомендованной в плане семинарского занятия.

Методические рекомендации по выполнению заданий и освоению плана:

Подготовку к семинару следует начать с изучения рекомендуемой литературы.

Вначале исследования следует описать основные явления, происходящие в мировой экономике в 30-х гг. XX в., изучить те причины, которые привели к мощнейшему экономическому кризису, получившему название «Великая депрессия». Затем нужно обосновать, как главенствующая на тот момент классическая школа предлагала выходить из кризиса и почему её предложения не имели эффекта. После этого нужно перейти непосредственно к исследованию положений кейнсианской теории.

В первом вопросе нужно указать, в каких моментах Дж. М.Кейнс критиковал положения классиков, доказывал их необоснованность и неприменимость в современности. Рассмотрите особенности методологии Дж. М.Кейнса. Охарактеризуйте основные положения «Общей теории занятости, процента и денег» – система рыночных экономических отношений не является саморегулируемой и совершенной; максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное государственно вмешательство государства в экономику. Предпочтение макроэкономического анализа микроэкономическому анализу. Необходимость недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы. Потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов.

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020