Принципиальная схема коммерческой организации
Рис. 1. Принципиальная схема коммерческой организации
Рис. 2. Процесс формирования и контроля стратегических целей
Рис. 3. Модель процесса стратегического планирования
анализ внешней среды
Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к организации факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, можно выделить в семь областей:
1. Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т. к. состояние экономики влияет на цели организации. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т. д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для организации.
2. Политические факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.
3. Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для организации. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.
4. Технологические факторы. Анализ технологической среды может по меньшей мере учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой организации должен следить за тем, чтобы не подвергнуться "шоку будущего", разрушающего организацию.
5. Факторы конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные организации, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
6. Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей).
7. Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.
Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для организации. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.
С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:
1. Где сейчас находится организация?
2. Где, по мнению высшего руководства, должно находится организация в будущем?
3. Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилось из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где его хочет видеть руководство?
Особо тщательно должен проводится анализ трех элементов внешней среды: потребителей, конкурентов, поставщиков.
Потребитель
Потребитель или покупатель?
Важен ли тот кто в первую очередь может купить, или то кто будет потреблять то, что куплено? Кто является главным для продавца, тот кто тратит деньги, или тот кто использует товар или услугу? А кто принимает решение о покупке? Тот кто платит или потребляет (использует)? Только уяснив эти вопросы можно двигаться дальше (см. Рис 4.).
Рис.4 Структура потребителя.
Факторы динамизации потребностей
Таблица 1
Личные потребности |
Производственные потребности |
Возраст |
Изменение масштабов |
Состояние здоровья |
Изменение доходности |
Семейное положение |
Диверсификация |
Уровень доходов |
Изменение сырьевой ситуации |
Социальный статус |
Изменение ситуации с рабочей силой |
Мода |
Изменение энергетической ситуации |
Изменение образа жизни |
Изменение экономической внешней среды |
Изменение условий окружения |
Изменение социальных установок руководства |
Здесь мы подходим уже к пониманию рыночного сегмента для своего предприятия, и этот этап является очень важным для дальнейшего стратегического и тактического планирования. На рисунке 5 приведены параметры сегментации рынка для личного и производственного потребления.
Но не всякая сегментация может считаться успешной. Существуют определенные требования, которым она должна как минимум соответствовать: четкость очертания, количественные параметры, доступность, совместимость и защищенность сегмента по основным конкурентам, наличие методологии измерения и анализа для сегмента, потенциальная доходность, доступность методов сбыта и рекламы.
Матрица классификации потребностей
Таблица 2
Признак классификации |
Детализация признака |
||||||
Иерархия потребностей |
Первичные |
Вторичные |
|||||
физиологические |
безопасности |
принадлежности |
иерархические |
творческие |
|||
Влияющие факторы |
национальные |
исторические |
географические |
природные |
половые |
возрастные |
социальные |
Временные |
остаточные |
текущие |
перспективные |
будущие |
|||
Принцип удовлетворения |
один товар |
комплекс товаров |
услуга |
товары и услуги |
взаимозаменяемые |
||
Возникновение |
прямые |
прямо индуцированные |
косвенно индуцированные |
||||
Общественное мнение |
негативные |
нейтральные |
позитивные |
||||
Степень удовлетворения |
полностью удовлетворенные |
не полностью удовлетворенные |
неудовлетворенные |
||||
Эластичность |
слабо эластичные |
эластичные |
сильно эластичные |
||||
Осознанность |
неосознанные |
единично осознанные |
частично осознанные |
полностью осознанные |
|||
Настоятельность |
слабой интенсивности |
нормальные |
повышенной интенсивности |
ажиотажные |
|||
Причина возникновения |
естественные |
импульсивные |
внушенные |
||||
потребителями |
модой |
рекламой |
|||||
Широта проникновения в сферы жизни |
моносферные |
олигосферные |
полисферные |
||||
Специфика удовлетворения |
универсальные |
укрупнено сегментированные |
сегментированные |
индивидуализированные |
|||
Временные параметры потребления |
единично удовлетворяемые |
дискретно удовлетворяемые |
периодически удовлетворяемые |
непрерывно удовлетворяемые |
|||
Барьеры удовлетворения |
связанные со здоровьем |
психологические |
социально обусловленные |
ресурсные |
|||
Четкость перевода в параметры Узнать стоимость за 15 минутРаспродажа дипломныхСкидка 30% по промокоду Diplom2020 Подпишись на наш паблик в ВКНужна работа?Заказать реферат у наших партнеров |