Промежуточная финансовая отчетность
II. Промежуточная финансовая отчетность составляется за отчетный период меньше хозяйственного года (месяц, квартал) нарастающими итогами соответствующих показателей с начала отчетного года. Она состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено действующим законодательством РФ или учредителями (участниками) данной организации.
В большинстве случаев организация должна сформировать промежуточную финансовую отчетность не позднее тридцати дней по окончании отчетного периода.
При составлении годовой отчетности и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности существуют определенные правила.
Основные из них сводятся к следующему:
1. все учетные операции и факты хозяйственной жизни отчетного периода, результаты инвентаризации имущества и обязательств следует оформить документально и полностью отразить в бухгалтерском учете;
2. данные аналитического учета должны быть тождественны данным инвентаризации активов на соответствующую дату, а также оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца;
3. показатели бухгалтерских отчетов и балансов должны соответствовать итоговым данным аналитического и синтетического учета;
4. необходимо обеспечить счетное соответствие данных вступительного баланса показателям заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. Если вступительный баланс на 1 января отчетного года подвергся изменениям, причины таких изменений должны быть объяснены и обоснованы;
5. если в отчетности текущего или прошлого года были выявлены искажения, то изменения вносятся в отчетность соответствующего отчетного периода;
6. при выявлении неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его завершения, но за который годовая бухгалтерская отчетность не была утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями декабря того года, за который подготавливается к утверждению и представлению пользователям годовая бухгалтерская отчетность;
7. в случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения фактов хозяйственной жизни и операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерскую отчетность за минувший год после ее утверждения в установленном порядке не вносятся.
III. Консолидированная отчетность — это финансовая отчетность, составленная относительно деятельности группы взаимосвязанных организаций, рассматриваемых как единый хозяйствующий субъект. Такая бухгалтерская отчетность обычно подготавливается головной (материнской) компанией этой группы. В отличие от обычной сводной отчетности, в которой обобщаются и суммируются показатели различных хозяйствующих субъектов, независимых друг от друга, консолидированная отчетность обобщает показатели дочерних и материнских компаний как единого хозяйственного. комплекса.
Согласно законодательству РФ предприятие признается дочерним, если другое (основное хозяйствующее общество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале или по договору имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. При этом материнская организация несет солидарную ответственность с дочерней по всем сделкам, совершаемым во исполнение указаний материнской компании, а при банкротстве дочернего предприятия все участники несут субсидиарную ответственность по его долговым обязательствам.
При формировании консолидированной отчетности показатели материнской компании и дочерних предприятий объединяют по пунктам путем алгебраического сложения величин активов, обязательств, доходов и расходов. При этом из подсчета исключаются инвестиции материнской компании в дочерние предприятия и ее доля в их собственности, внутригрупповые расчеты и сделки, расходы и дивиденды, нереализованная прибыль от внутригрупповых сделок, а также потери и др. убытки от таких сделок.
При составлении консолидированной отчетности материнские компании руководствуются следующими правилами:
величины показателей актива и пассива балансов дочерних организаций складываются; показатели, отражающие взаимные расчеты и обязательства основного и дочернего предприятий, в сводный бухгалтерский баланс не включаются; прибыль дочерних предприятий суммируется в общем итоге; данные отчета о прибылях и убытках, отражающие взаимные обороты продаж между основным и дочерним обществами и приходящиеся на эти обороты запреты, а также прочие взаимные доходы и расходы в сводную ведомость финансовых результатов не включаются; не подлежат включению в сводную ведомость дивиденды, выплачиваемые дочерними предприятиями материнской компании. В ней отражаются только дивиденды, начисленные основным обществом; в подсчет итога сводной ведомости нельзя включать инвестиции в дочерние общества и вложения в уставный капитал; показатели бухгалтерской отчетности дочерних предприятий включаются в консолидированную отчетность основного общества за отчетный период с первого числа месяца, следующего за датой регистрации дочерней организации.
IV. Комбинированная бухгалтерская отчетность — это финансовая отчетность, составляемая путем сведения воедино всех финансовых показателей аффилированных предприятий за вычетом коммерческих сделок между ними. Такая отчетность подготавливается вместо консолидированной финансовой отчетности в случае, когда в совместной деятельности ни у одного входящего в единый хозяйствующий субъект предприятия нет контроля над другими.
V. Полная финансовая отчетность включает все предусмотренные действующим законодательством формы и содержащиеся в них показатели. Если при составлении бухгалтерской отчетности или по мнению собственников приходят к выводу о недостаточности этих данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, результатах ее деятельности и изменениях в финансовом состоянии, в отчетность могут быть внесены соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Показатели, характеризующие величину отдельных активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных организаций должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно, если они существенны для заинтересованных пользователей или без знания о них не возможна объективная оценка финансового положения организации и финансовых результатов ее деятельности.
Отдельные несущественные для заинтересованных пользователей показатели могут быть записаны в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках общей суммой. К ним относятся, например, величина денежных средств предприятия без подразделения на остатки средств в кассе, на валютном и расчетном счетах, суммы дебиторской и кредиторской задолженности без раскрытия по видам и срокам и т. д. Такая финансовая отчетность считается сокращенной, а обобщенные суммы при необходимости раскрываются в пояснительной записке. Организации, чья годовая бухгалтерская отчетность должна быть опубликована (акционерные общества открытого типа, банки, страховые организации и т. п.), представляют для публикации обычно сокращенную финансовую отчетность, проверенную аудитором.
Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование формы или другой составляющей части отчетности; указание отчетной даты или учетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей финансовой отчетности.
При отражении данных в бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что в годовом бухгалтерском балансе активы и обязательства подразделяются в зависимости от срока обращения или погашения на краткосрочные и долгосрочные. Отдельно представлены отложенные финансовые активы в сумме отложенного налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующих за отчетным периодах. Данные по группам статей «Резервный капитал», «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» показываются с учетом рассмотрения итогов деятельности предприятия за отчетный год и принятых решений о покрытии убытков, выплате дивидендов и пр.
Отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Он определяется как разница между сальдо доходов и расходов учетного периода нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. В отчете раскрывается информация о выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг, о процентах к получению, доходах от участия в других организациях, операционных и внереализационных доходах, а также о себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходах, прочих операционных и внереализационных расходах, исчисляется прибыль (убыток) от продаж, приводятся данные об отложенных налоговых активах и обязательствах, а также о величине текущего налога на прибыль за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года.
Показатели отчета о прибылях и убытках заполняются по данным аналитического учета к счетам «Продажи», «Прочие доходы и расходы», «Прибыли и убытки». Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС и акцизов) отражается в нетто-оценке и определяется «по отгрузке» независимо от момента признания выручки в целях налогообложения. Себестоимость продаж в зависимости от принятой учетной политики может быть полной или сокращенной, если общехозяйственные расходы сразу списываются на реализацию продукции, работ, услуг. Путем вычитания из выручки от продаж себестоимости проданных товаров продукции и услуг определяется валовая прибыль, а при исключении из нее коммерческих и управленческих расходов — прибыль (убыток) от продаж. Прочими доходами и расходами являются выручка от продажи оборотных и внеоборотных активов, стоимость материалов, полученных от ликвидации основных средств, доходы от сдачи имущества в аренду и т. п. Отдельно показывают в отчете о прибылях и убытках проценты к. получению и уплате, внереализационные доходы (штрафы за нарушение условий договоров, стоимость безвозмездно полученных активов, курсовые разницы и др.) и соответствующие расходы. Прибыль (убыток) до налогообложения определяется расчетным путем, сумма убытка отражается в круглых скобках.