Региональные и муниципальные рынки ценных бумаг
Региональные и муниципальные рынки ценных бумаг – экономические механизмы функционирования рынка купли-продажи и размещения ценных бумаг на уровне регионов, а также механизм контроля и регулирования данных экономических механизмов.
Региональный рынок ценных бумаг имеет ряд особенностей, главной из которых: 1) преобладание банковского капитала и торговли ценными бумагами; 2) ограниченный объём торговли (чаще всего ограничивается целевой аудитории, состоящей из близлежащих регионов); 3) этнические и культурные особенности регионов, которые могут повлиять на ведение рынок ценных бумаг.
Потребность в создании региональных центров ценных бумаг появляется, когда страна имеет диверсифицированную экономику и экономические центры («полюса роста») создают объективные предпосылки для развития обслуживающих финансовых рынков. В государстве с федеративным государственным устройством это имеет, чуть ли не принципиальное значение, так как позволяет субъектам федерации финансировать свои потребности в капитале (дефицит бюджета, целевые программы в сфере жилищного строительства и культуры и т. д.) автономно от федеративного центра.
Наиболее ярко такая самостоятельность регионов выражена в США. Также регионы являются активными участниками на финансовом рынке в Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, России, Германии и многих других странах.
Но как показывает мировая практика, количество рынков ценных бумаг не должно быть чрезмерным: оптимальная система во главе с главным финансовым национальном рынком в экономическом центре (столице) и отдельные фондовые рынки в крупнейших экономических районах, удовлетворяющих региональные и муниципальные потребности в финансовых услугах. В качестве примера, когда чрезмерная финансовая свобода провоцировала или ухудшала ситуацию в экономике, можно привести финансовые кризисы в Аргентине, Бразилии и России (в конце 1990-ых), в ОАЭ, а также в США в 2009-2010 гг., когда дефицит бюджета крупнейшего по экономическому потенциалу штата Калифорния составил 24 млрд. дол. на начало 2011 г.
Но в то же время финансовая самостоятельность субъектов помогает сохранить, а в долгосрочной перспективе продолжить вложения в социальную сферу. Так, благодаря тому, что администрация Санкт-Петербурга сбалансировала бюджет перед дефолтом 1998 г., финансовые вложения в социальную сферу города не пострадали. А ведь это, второй по населению город страны.
В связи с этим, с одной стороны для региональных центров необходимы строгие нормативные ограничения деятельности на финансовом рынке, что бы не допустить недееспособности столь крупного заёмщика на рынках ценных бумаг страны. С другой стороны развитие региональных финансовых центров способствует дальнейшему развитию регионов-доноров и способствует изменению структуры экономики. Таким путём пошли многие страны с моноотраслевой экономикой. Особенно примечателен пример ОАЭ, представляющих собой союз независимых государств. За счёт эксплуатации нефтяных ресурсов сформировался значительный объём свободного капитала. Обслуживание и использование этих денежных ресурсов концентрируется в эмирате Дубай, где находится одни из крупнейших мировых финансовых центров.
В России формируется региональная финансовая структура во главе с центром в Москве. Главная фондовая биржа страны – ММВБ-РТС формирует основной оборот ценных бумаг и других активов, а региональные биржи в наиболее крупных российских городах (Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону и др.) выступают в роли провайдеров услуг и продуктов от головной компании. Крупный региональный центр торговли ценных бумаг и фьючерсами формируется в Санкт-Петербурге, представленный фондовой биржей «Санкт-Петербург» (на которой впервые были размещены ценные бумаги ОАО «Газпром») и Санкт-Петербургской Сырьевой Товарной Биржей. Имеются также региональные сибирская и дальневосточная биржи.
Но развитие региональных фондовых бирж сдерживают малые объёмы торговли (что характерно даже для московских бирж) и недоверие отечественных эмитентов, вследствие недостаточного соответствия инфраструктуры бирж потребностям клиентов. Значительную поддержку торговле ценными бумагами может оказать всё более активная деятельность региональных и муниципальных администраций на долговом рынке.
Несмотря на то, что после кризисного 2009-ого года, когда дефицит консолидированного регионального и муниципального бюджетов серьёзно вырос, потенциал региональных и муниципальных ценных бумаг очень высок.
В 2011 г. объём региональных и муниципальных ценных бумаг составил 424 млрд. руб. Наиболее активные игроки на долговом рынке региональных долговых бумаг – Москва (в 2011г. суммарный долг по долговым бумагам составил 231,5 млрд. дол.) [1], Санкт-Петербург, Ханты-мансийский Автономный округ, Краснодарский край, Свердловская область.
Ограничения для этого рынка создают: 1)законодательное ограничение дефицита бюджета; 2) ограниченное количество инвесторов; 3) наличие привлекательной альтернативы публичным займам в виде финансовой помощи от федерального центра; 4) узкий круг регионов (10-20) и муниципальных образований, способных провести эмиссию ценных бумаг.
В целом, история российского рынка региональных и муниципальных ценных бумаг имеет цикличную траекторию развития. В период своего становления, начиная с 1992 г., когда администрация Хабаровского края произвела эмиссию долговых бумаг, рынок региональных и муниципальных бумаг не имел должного оформления. Объёмы и порядок заимствований были непрозрачны даже для самих эмитентов.
На протяжении 1990-ых годов рынок региональных и муниципальных ценных бумаг переживал настоящий «бум». Этому способствовали «Парад суверенитетов» (благодаря чему региональные власти, особенно в национальных республиках ставили региональные законы превыше федеральных законов, это касалось и бюджетного процесса), активный процесс приватизации и отсутствие ограничений для эмитентов. Бурный рост рынка характеризовался как увеличением количества эмитентов, так и качественными изменениями (введением агрооблигаций).
В 1998 г. дефолт был вызван во многом неспособностью многих эмитентов отвечать по своим обязательствам. Первым таким регионом стала Республика Саха (Якутия).
После этого на протяжении 2000-ых годов рынок восстанавливался медленно, так как усиление фискальной дисциплины, стабильная макроэкономическая ситуация способствовали росту доходов бюджетов всех уровней, а это в свою очередь снижало потребность в заёмном капитале.
Финансовый кризис в 2008-2010 гг. слабо повлиял на рынок регионального и муниципального долга, так как (в отличие от дефолта в 1998 г.) у регионов и муниципальных образований не было большого объёма долговых обязательств, к тому же им в значительной степени оказывалась государственная поддержка. Поэтому 2009-ый год стал рекордным за всю историю российского рынка муниципального и регионального долга – были объявлены 26 эмиссии облигаций на сумму 116 млрд. руб.
В ближайшее время можно прогнозировать дальнейший рост рынка региональных и муниципальных займов, чему будет способствовать нестабильная ситуация на мировых рынках, дефицит ликвидности, а также трёхлетнее бюджетное планирование, в соответствии с которым не государственные расходы планируются на 3 года вперёд. К тому же заявленные в крупных городах программы модернизации и расширение городской инфраструктуры (в т. ч. в связи с крупными инвестиционными проектами) нуждаются в дополнительных финансовых средствах.
Одним из вариантов развития и диверсификации рынка региональных и муниципальных долговых инструментов может оказаться элементы «исламского банкинга».
Суть исламского банкинга заключается в финансировании целевых проектов, отвечающих этическим нормам. К тому же в данной системе играет большую роль благотворительные фонды, которые также могут стать значимой частью финансовой сферы в регионах с преобладанием мусульманского населения и большими доходами (Татарстан, Башкортостан). Учитывая заявленные инвестиционные проекты в данных регионах, в частности Летняя Универсиада в Казани, новые способы получения финансовых средств могут снизить долговую нагрузку на региональный бюджет.
Попытки ввести элементы исламской финансовой системы принимало руководство Татарстана в 1999 г. Но тогда данную меру опротестовали, решив, что это противоречит федеральному законодательству РФ. В 2011 г. исламские финансовые инструменты ввели корпоративные финансовые структуры Татарстана.