Сборник задач по бухгалтерскому учет видов деятельности
Целью методических указаний является: оказание помощи студентам в углублении и закреплении знаний по дисциплине, развитии навыков в применении полученных знаний для решения практических задач. Методические указания содержат контрольные вопросы по темам курса в соответствии с учебно-методическим комплексом, типовые задачи, тесты, расчетные задания.
Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине «Бухгалтерский учет видов деятельности » у студентов дневного и заочного отделений специальности «Учет и аудит».
СОДЕРЖАНИЕ
ст.
Раздел 1. Цель, задачи, организация проведения практических занятий…………………………………………………………………………………………….. |
4 |
Раздел 2. Методическое обеспечение практических занятий……………………………. |
5 |
2.1. Практическое занятие на тему: «Торговля как отрасль народного хозяйства. Отраслевые особенности, влияющие на организацию учета»……………………. |
5 |
2.2. Практическое занятие на тему: «Ценообразование в торговле»……………… 2.2.1 Порядок формирования цен в Украине…………………………………… 2.2.2 Формирование торговой наценки в торговле ……………………………. 2.2.3 Учет и распределение ТЗР ………………………………………………. 2.2.4 Учет скидок в торговле …………………………………………………… 2.2.5 Учет поступления и реализации товаров на оптових базах и складах по покупной и продажной стоимости ……………………………………………… |
6 6 8 10 12 14 |
2.3. Практическое занятие на тему: «Учет нормируемых и ненормируемых потерь в торговле»……………………………………………………………………… 2.3.1 Учет нормируемых потерь в торговле …………………………………… 2.3.2 Учет недостач и излишек товаров в торговле …………………………… 2.3.3 Учет пересортицы товаров ………………………………………………. |
16 16 18 20 |
2.4. Практическое занятие на тему: «Особенности учета тары»………………….. |
21 |
2.5. Практическое занятие на тему: «Учет экспортных и импортных операций за валюту в торговле»………………………………………………………………… |
22 |
2.6. Практическое занятие на тему: «Учет возврата, переоценки и прочее поступление и выбытие товаров» ………..…………………………………………… 2.6.1 Возврат товаров: особенности учета ……………………………………… 2.6.2 Переоценка товаров: особенности учета ………………………………… 2.6.3 Прочее поступление и выбытие товаров ………………………………… |
23 23 25 26 |
2.7. Практическое занятие на тему: «Учет расходов периода и результатов деятельности в торговле» ……………………………………………………………….. |
27 |
Раздел 3. Тестовые задания для контроля знаний студентов……………………… |
29 |
Библиографический список…………………………………………………………. |
43 |
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛь, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Цель проведения практических занятий: Систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине, развитие навыков применения полученных знаний в решении практических задач по учету на предприятиях торговли с разными формами собственности.
В результате выполнения практических занятий студент должен знать:
— нормативную и законодательную базу бухгалтерского учета в Украине;
— предмет, методы, сущность и основные принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в торговле;
— организацию и методологию учета товарных операций в торговле при различных формах учета;
— порядок составления первичных документов, регистров бухгалтерского учета, основные формы финансовой отчетности в торговле (в ручную и на ПЭВМ);
— взаимосвязь бухгалтерского учета с другими дисциплинами как объектами экономической информации для принятия управленческих решений на предприятии.
Студент должен уметь:
— правильно использовать при выполнении практических задач нормативные и законодательные акты по учету и отчетности в торговле;
— использовать и совершенствовать организацию и методологию бухгалтерского учета в торговле для достижения высоких финансовых результатов при решении практических задач;
— составить в соответствии с требованиями первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций, регистры учета, финансовую отчетность.
Для успешного изучения дисциплины «Бухгалтерский учет видов деятельности» студентам необходимы знания, полученные при изучении дисциплин: «Бухгалтерский учет»; «Финансы предприятия»; «Управленческий учет и отчетность»; «Экономика предприятия»; «Статистика»; «Финансовое право»; «Аудит»; «Налоговый учет и отчетность».
Учебные занятия включают в себя контрольные вопросы по темам, практические задания, задачи, составление первичных документов, регистров и финансовой отчетности.
Итоговый контроль знаний по дисциплине проводится в форме контрольной работы, контрольных заданий и тестов. Студентам заочной формы обучения выдается задание для выполнения контрольной работы на дом.
По дисциплине «Бухгалтерский учет видов деятельности» студенты очной и заочной формы обучения сдают экзамен при условии успешного выполнения программы обучения и итоговой контрольной работы.
Выполнение практических заданий предусматривается согласно графику, приведенному в таблице 1.
Таблица 1. – Распределение бюджета времени аудиторной работы студентов дневной, заочной форм обучения при проведении практических занятий по дисциплине «Бухгалтерский учет видов деятельности».
№ темы |
№ занятия |
Наименование занятия |
Бюджет времени, часов |
||
дневн. отд. |
заочн. отд. (ускоренники) |
заоч. (класс.) |
|||
1 |
1 |
Торговля как отрасль народного хозяйства. Отраслевые особенности, влияющие на организацию учета |
3 |
0,5 |
1 |
2 |
2 |
Ценообразование в торговле |
10 |
05 |
1 |
3 |
3 |
Учет нормируемых и ненормируемых потерь в торговле |
8 |
0,5 |
2 |
4 |
4 |
Особенности учета тары |
4 |
0,5 |
0,5 |
5 |
5 |
Учет экспортных и импортных операций за валюту в торговле |
4 |
— |
0,5 |
6 |
6 |
Учет возврата, переоценки и прочее поступление и выбытие товаров |
6 |
0,5 |
2 |
7 |
7 |
«Учет расходов периода и результатов деятельности в торговле» |
3 |
0,5 |
1 |
Итого |
38 |
3 |
8 |
Раздел 2. Методическое обеспечение практических занятий
2.1. Практическое занятие на тему: «Торговля как отрасль народного хозяйства. Отраслевые особенности, влияющие на организацию учета»
Цель: рассмотреть торговлю как отрасль народного хозяйства. Формы и виды торговли: оптовая, розничная. Закрепить знания студентов в части организационных форм приемки и отпуска товаров, организации учета товаров на оптовых базах и складах.
Контрольные вопросы:
1. Что означает торговая деятельность в условиях рынка? Охарактеризуйте оптовую и розничную торговлю.
2. Что является товаром и какова его экономическая сущность в условиях рынка?
3. Какими нормативными документами регламентируется порядок занятия торговой деятельностью и правила торгового обслуживания населения?
4. Виды договоров, применяемые в торговой деятельности.
5. Какими формами собственности в настоящее время представлены торговые предприятия?
6. Какие функции выполняет оптовая торговля, розничная торговля, общественное питание? Какие предприятия торговли относятся к вышеуказанным формам торговли?
7. Из каких источников оптовые базы и магазины получают товары, какова организация приемки товаров?
8. В каком порядке производится отпуск товаров из складов оптовых баз, магазинов розничной торговли?
9. Каковы особенности организации учета товаров на оптовых базах и складах, если учет осуществляется способом:
— партионным;
— количественно-суммовым (сортовым);
— сальдовым;
— бескарточным автоматизированным.
10. Какие самые характерные особенности свойственны торговой деятельности и как они влияют на организацию бухгалтерского учета?
Практическое задание
1. Указать практическое применение в торговле Инструкции «О порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение товарно-материальных ценностей», утвержденной Приказом МФ Украины от 16.05.96 г. № 99:
а) каков порядок оформления доверенности, кому предоставлено право подписи доверенности на получение ценностей?
б) на какой срок выдается доверенность работнику, в каких случаях выдача доверенности запрещена?