Современные проблемы предприятий
Информационные
факторы
Формирование коммуникационной сети. Новые информационные технологии. Компьютеризация
Социальные факторы
Изменения в персонале предприятий, соответствующие перестройке подсистем предприятий, новым организационным структурам предприятий и компании
Научные факторы
Выделение предприятия или подразделения, занимающегося НИОКР. Разработка эффективной системы исследований и разработок. Освоение производства новых изделий (работ, услуг); совершенствование, внедрение новой технологии
Финансово-экономическое обоснование
По отдельным подсистемам (предприятиям)
Ожидаемые параметры в условиях компании: виды деятельности: продукция, работы, услуги; объемы производства и реализации; чистая прибыль, отчисления в единый фонд компании; инвестиции на научно-техническое развитие (собственные и привлеченные, в том числе из единого фонда); денежные потоки; коммерческая, бюджетная, экономическая эффективность.
Сравнение параметров с аналогичными до интеграции
По компании в целом
Затраты на интеграцию. Единый фонд компании (объемы, порядок образования и использования). Срок окупаемости затрат на интеграцию. Оценка эффективности интеграции по динамике совокупных объемов реализации, рентабельности, инвестиций в радикальные нововведения (исследования, разработки, новую технику)
Внедрение проекта
Программа мероприятий, календарный, сетевой графики. Обеспечение: кадровое, финансовое, материально-техническое
Пример плана разработки и производства нового изделия в холдинге в приложении 17.
Приложение 1
Современные проблемы предприятий,
требующие планового решения
— Неэффективная система управления предприятием. Отсутствует работоспособная в условиях рынка система организации и управления производственной, торговой и сбытовой деятельностью. Предприятия зачастую не имеют стратегию деятельности, ориентируются на краткосрочные результаты. Это объясняется недостаточным изучением конъюнктуры рынка, низким уровнем квалификации менеджеров и персонала; отсутствием трудовой мотивации работников; падением престижа рабочих и инженерно-технических профессий; неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками.
— Низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед участниками (учредителями) за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
— Не отлажен действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между акционерами (участниками и управляющими).
— Недостаточный уровень инвестиций, что обусловлено, во-первых, неготовностью предприятий к эффективному использованию инвестиций из-за низкого качества управления; во-вторых, неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в предприятия из-за высоких рисков.
— Большие задолженности предприятий.
— Потеря рынков сбыта и отсутствие новых.
— Невостребованность на рынке производимой продукции.
— Конкуренция с российскими и зарубежными товаропроизводителями.
— Низкие потребительские качества значительной доли российских товаров.
— Невозможность реализовать произведенные товары и услуги по экономически обоснованной цене.
— Высокий уровень затрат.
Продолжение приложения 1
— Наличие в структуре активов предприятия затратных объектов.
— Физическое и моральное старение части активов предприятий, в том числе, основных фондов.
— Невостребуемые производственные мощности.
— Структура активов, не обеспечивающая оптимизацию цен на товары и услуги, оптимизацию сбыта, переориентацию на производство новой конкурентной продукции, полную занятость сотрудников.
— Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для акционеров (участников), руководителей предприятия, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов государственной власти.
Приложение 2
Основные проблемы предприятий, систематизированные
по функциональным подсистемам*
Маркетинговые проблемы: низкая конкурентоспособность производимой продукции, неблагоприятная конъюнктура рынка, потеря ниши на международном рынке, необеспеченность выпуска договорами поставки, неудовлетворенные потребности рынка в новых товарах, медленное реагирование на изменяющиеся требования рынка, недостаточный уровень диверсификации производства (продукции, работ, услуг), неразвитость маркетинговой службы, гипертрофированное развитие посредничества. Организационно-управленческие проблемы: низкий уровень отраслевых и межотраслевых связей, интеграционных и кооперационных процессов между предприятиями Воронежской области, других регионов Российской Федерации, стран СНГ и зарубежья; отсутствие эффективного крупного корпоративного сектора, нерациональная структура отраслевой перестройки, неразвитость инфраструктуры, отсутствие стратегической ориентации, низкий уровень управления и организации, отсутствие планирования, необоснованность программ и проектов, неэффективное управление собственностью. Финансово-экономические проблемы: дефицит оборотных средств, ограниченность инвестиций, значительные задолженности предприятий, высокий уровень затрат, наличие в структуре активов предприятий затратных объектов, нерациональное управление оборотным капиталом. Технико-технологические проблемы: устаревшие оборудование и технология, низкие потребительские качества товаров, неразвитая система управления качеством. Информационные проблемы: отсутствие достоверной информации о состоянии производственно-коммерческой, финансовой деятельности организаций, недостаточная информационная инфраструктура. Социальные проблемы: неэффективная кадровая паолитика, недостаток информации о состоянии внешнего рынка рабочей силы, возрастные «провалы» в структуре рынка рабочей силы по
Продолжение приложения 2
отдельным категориям работников, профессиональная узкопрофильность молодежи, появление дефицитных категорий персонала: высококвалифицированных менеджеров, квалифицированной рабочей силы, устаревание знаний специалистов высокой квалификации, нерациональное использование имеющихся резервов, нежелание приложить нужные усилия, неверие в собственные силы, отсутствие «хозяйского» подхода. Научные проблемы: незначительные масштабы выпуска инновационной продукции, отсутствие или неэффективные НИОКР, необоснованные инновационно-инвестиционные проекты. Среди
основных проблем региональной политики − недостаточная разработанность методических положений по индикативному управлению, анализу и планированию модернизации предприятий, их интеграции, недейственные рычаги улучшения инвестиционной политики, недостаточное деловое социальное партнерство между органами государственной власти и представителями социальных сил общества: учеными, предпринимателями, банками, профсоюзами, трудящимися.
Приложение 3
Плановые факторы модернизации предприятий
Группы факторов модернизации |
Факторы модернизации |
1. Маркетинговые факторы |
1.1. Рынок сбыта, ресурсов, исследований и разработок, информации 1.2. Товары (продукция, работы, услуги) 1.3. Конкуренция 1.4. Ценообразование 1.5. Сбыт 1.6.Товаропродвижение |
2. Организационно-управленческие факторы |
2.1. Управление предприятием — Принятие решений — Реализация решений — Контроль за результатами деятельности — Организационная структура — Интеграция |
2.2. Организация производства — Производственная структура — Подготовка производства новой продукции — Организация производственных процессов — Организация труда — Организация движения материальных ресурсов — Организация функционирования основных фондов 2.3. Оперативное управление производством — Оперативно-календарное планирование производства — Оперативный учет (контроль) состояния производства — Анализ хода производства — Деспетчирование (оперативное регулирование, координация) производства 2.4. Система управления качеством 2.5. Логистика — Закупки — Производство — Сбыт — Складское хозяйство — Транспортное хозяйство |
|
3. Финансово-экономические факторы |
3.1 Финансовое состояние — Ликвидность (состояние и структура оборотных активов). — Прибыльность (рентабельность продаж, структура фондов). — Финансовая устойчивость (соотношение собственных и заемных средств, обладание необходимой величиной собственных оборотных средств). — Деловая активность (показатели оборачиваемости дебиторской, кредиторской задолженностей и производственных запасов). 3.2. Организационно-управленческие финансовые факторы — Нормативное планирование оборотного капитала — Планирование расходов предприятия — Инвестиционная политика |
Продолжение приложения 3