Сущность и основные принципы финансово-экономического контроля
1.Сущность и основные принципы финансово-экономического контроля.
Контроль – процесс обеспечивающий соответствие функционирования управл-го объекта принятым управленческим решением и направленный на успешное достижение поставленных целей. Предметом финансово-экономического контроля является все отдельные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия в случае если характеризующая их информация поддаётся денежной оценке.
Контролю присуще следующие принципы: 1. Принцип соответствия (соответствие контролю, целям и задачам); 2. Принцип законности (строгое соблюдение действующего законодательства в ходе контрольных мероприятий); 3. Принцип объективности (реальность выводов и независимость результатов контроля); 4. Функциональная независимость (организационная, финансовая независимость контролёра от объекта проверки); 5. Профессиональная компетентность (специальная профессиональная подготовка контролёра); 6. Ответственность (за достоверность информации по результатам контроля); 7. Действенность (исправление отрицательных результатов контроля и возмещение ущерба); 8. Рациональность (соизмерение расходов на осуществление контроля с экономическим эффектом полученного от его проведения).
На ряду с этими дополнительно выделяют принципы: 1.Плановость; 2.Всеобщность; 3.Непрерывность; 4.Системность.
2.Функции и задачи финансово-экономического контроля.
Функции:
1. Информационная – информация получаемая в результате контроля является основанием для принятия соответствующих управленческих решений;
2. Профилактическая (предупредительная) – заключается в том, что экономический контроль призван не только выявить нарушения, но и способствует их предотвращению в дальнейшем;
3. Воспитательная – состоит в выработке привычки у персонала организации неукоснительно соблюдать все регламенты документов;
4. Мобилизующая – заключается в изыскании различного рода резервов для устранения недостатков выявленных в ходе контроля и для повышения эффективности деятельности в целом.
3.Классификация финансово-экономического контроля.
Контроль можно классифицировать по различным признакам:
1.По видам:
1.1.Государственный — осуществляют государственные контролирующие органы в целях контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, за состоянием государственного внешнего и внутреннего долга, за предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ, за организацию денежного обращения и др;
1.2.Внутренний (внутрихозяйственный);
1.3.Независимый – (аудит) – осуществляется независимыми аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Цель – возрождения мнения о достоверности бух. фин. отчётности;
1.4.Общественный – осуществляется общественными организациями, профсоюзы, молодёжные организации, СМИ.
2.По отношению к объекту контроля:
2.1.Внутренний;
2.2.Внешний.
3.По времени осущ-я (формы контроля):
3.1.Предварительный контроль;
3.2.Текущий контроль;
3.3.Последующий контроль.
4.По источникам проверки:
4.1.Документальный контроль;
4.2.Последующий.
5.По формам (способам) осуществления контрольной деятельности:
5.1.Ревизия;
5.2.Проверка;
5.3.Аудит;
5.4.Надзор;
5.5.Следствие;
5.6.Служебное расследование;
5.7.Хозяйственный спор;
5.8.Бухгалтерская экспертиза;
5.9.Экономический анализ.
6.По полноте охвата проверяемых объектов:
6.1.Сплошной контроль;
6.2.Частичный (выборочный);
7.По степени охвата проверяемых вопросов:
7.1.Комплексная проверка;
7.2.Тематическая проверка.
4.Особенности внутрихозяйственного контроля, его задачи и цели.
5.Приёмы и способы документального контроля.
Документальный контроль помогает проверяемым лицам установить достоверность представлений в документах финансовой информации. Помогает установить соответствие выполненных операций требованиям законам, а также оценить систему внутреннего контроля на предприятии.
Приёмы документального контроля можно объединить в 3 гр.:
1)Методы исследования отдельного документа. Включает формальную, нормативную и арифметическую проверки. Формальная проверка документов предусматривает проверку соблюдения действующих форм документов, последовательности, полноты и правильности заполнения реквизитов, проверка соблюдения порядковой нумерации и наличия соответствующих подписей в документе. Нормативная – предусматривает изучение содержания документа с т. з. его соответствия законодательству, нормативным актам, инструкциям, правилам и т. д. Арифметическая – включает правильность произведённых вычислений и таксировок, подсчёта итогов, обобщения данных первичных документов в регистрах бух. уч., переноса данных из регистра в бух. отчётность и др.
Отличной чертой этих методов явл. простота их применения и высокая поисковая значимость. С их помощью из большого объёма документов можно выявить сомнительные и подвергнуть их всесторонней и глубокой проверке.
2)Методы исследования взаимосвязанных документов. Относится встречная проверка и взаимный контроль. Встречная проверка – предусматривает сопоставление разных экземпляров одного и того же документа находящихся в разных подразделениях предприятия или в других организациях. При такой проверке могут быть вскрыты факты: 1.Факты неоприходования материальных и денежных средств полученных у других сторон. 2.Факты присвоения выручки от реализации товаров (работ, услуг). 3.Факты бестоварных операций излишнего списания ТМЦ и ден. ср.
Метод взаимного контроля заключается в использовании в любом сочетании самых различных документов прямо или косвенно отражаемых проверяемую хоз. операцию.
Взаимный контроль позволяет выявить: 1.полностью (частично) бестоварные (безденежные) операции; 2.создание неучтённых излишков ГП, либо необоснованного начисления и выплаты з/п; 3.составление подложных бух. проводок, либо проводок неподтверждённых оправдательными документами и др.
3)Методы проверки документов отражающих однородные операции. Включает: 1.восстановление количественного учёта; 2.контрольное сличение остатков; 3.хронологический анализ; 4.сравнительный анализ. 3..)проводится путём деления учитываемого периода на более короткие промежутки времени. Далее прослеживается движение ТМЦ по дням, сменам и т. д. По средствам хронологического анализа м. б. установлены: 1.перепады объёма реализации в период работы отдельных материально-ответственных лиц; 2.единичные отклонения от нормативного оборота указываемые на возможность подлога в отдельном документе. 4..)заключается во взаимном сопоставлении содержания разных (но одинаковых по форме) документов отображающих аналогичные по своему составу операции. Этот метод позволяет выявить возможные труднообъяснимые обычными причинами отклонения.
6.Приёмы и способы фактического контроля.
Фактический контроль представляет собой изучение фактического состояния проверяемых объектов на основе их осмотра в натуре. Способы фактического контроля можно объединить в 3 группы: 1.Инвентаризация; 2.Экспертная оценка; 3.Наблюдение.
1..)Инвентаризация – проверка и регистрация наличия материальных и денежных средств на определённую дату в месте их хранения и последующее сличение остатков с данными бух. уч.
2..)Экспертная оценка – способ фактического контроля основанный на привлечении квалифицированных специалистов для экспертизы действительных объёмов и качества работ, соблюдения технологических режимов и соответствие продукции стандартам обоснованности применения нормативов мат. затрат и др. Выделяют ряд приёмов: 1)контрольный запуск сырья в производство – опытные действия которые проводятся в присутствии контролёра и приглашённого специалиста, проводится весь технологический процесс. Этот метод даёт возможность проверить фактический выпуск ГП и отходов и т. п.; 2)контрольный обмер – наиболее часто применяется при проверке строительно-монтажных и ремонтных работах. С его помощью определяется фактический объём и стоимость выполненных работ и правильность расчётов с подрядчиками и сотрудниками организации.; 3)лабораторный анализ – проверка необходимых показателей качества тех или иных объектов контроля путём соответствующего анализа в лабораторных условиях. Этот анализ даёт возможность выявить факты использования неполноценного сырья и т. п.; 4)контрольная покупка – проводится контролёром или покупателем в присутствии 2 представителей общественности. В результате её проведения определяется фактический вес отпущенного товара и выявление фактического обсчёта обвеса покупателей.
3..)Наблюдение (осмотр, обследование определённых объектов) – способ фактического контроля предполагаемый изучение организации труда и учёта на рабочих местах, проверка условий хранения ТМЦ на складах, проверка состояния пропускной системы, условий приёма и отпуска ТМЦ и др. Для проверки обоснованности норм выработки и расценок работ для проверки соблюдения трудовой дисциплины и использования рабочего времени в контроле применяют моментные наблюдения (фото рабочего дня). С этой целью замеряются рабочие операции и перерывы между ними по различным причинам.
7.Органы государственного и муниципального финансового контроля, их полномочия.
Гос. контроль – деятельность уполномоченных органов гос. власти направленная на пресечение, выявление и предупреждение нарушений юр. л., их руководителями и иными должностными лицами, ИП. Требования установленные ФЗ и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ посредством: 1)организации и проведения проверок юр. л. и ИП; 2)принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений; 3)систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юр. л. и ИП.
Задачами гос. финансового. контроля явл.: 1)проверка правильности формирования и исполнения бюджета и внебюджетных фондов; 2)проверка состояния целевого и эффективного использования финансовых ресурсов гос. и органов местного самоуправления, эффективного, законного использования гос. и муниципального имущества; 3)проверка соблюдения действующего законодательства в области налогообложения валютной, банковской и таможенной деятельности; 4)пресечение незаконных решений и предоставление незаконных льгот, гос. дотаций, субсидий, субвенций и т. п.