Теория конкуренции майкла портера
Теория конкуренции Майкла Портера
· Как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мировой торговле некоторыми товарами, в конкретных отраслях?
· Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью основных компонентов:
o Факторных условий
o Условий спроса
o Состоянием обслуживающих и близких отраслей
o Стратегией формы в определенной конкурентной ситуации
Современные экономические теории
Яременко Юрий Васильевич – теория многоуровневой экономики
· Виды ресурсов
o Низшего уровня
o Высшего уровня
· В российской экономике существует огромный разрыв между техническим уровнем оборонной отрасли и гражданскими секторами
· Необходимо военную мощь трансформировать в экономическую. Западные рецепты не подходят для России.
· Общенациональные приоритеты:
o Насыщение потребительского пространства
o Повышение технического уровня и культуры производства в гражданских отраслях
· Приостановка процессов социальной деградации вследствие появления у людей конструктивных жизненных перспектив
· Рост образования, квалификации
Вернон Ломакс Смит
· Экспериментальная экономика «Экономика в лаборатории» — направление экономической теории, которое воспроизводит реальные ситуации хозяйственной жизни, но не на математических моделях, как было принято ранее, а в опытах с людьми
Рациональность в экономике
· Общественная жизнь протекает в рамках сосуществования двух различных порядков, определяемых разными видами рациональности, одна – бессознательная, другая – конструктивная
· Люди используют порождаемые социумом нормы доверия и взаимности для достижения кооперации как состояния, обеспечивающего лучшие исходы, чем при состоянии, кагда каждый индивидуально действует сам за себя
Пол Кругман
· Модель международной торговли
o В каждой стране существует спрос на товары производителей всех стран
o Фирмы стремятся продавать товар во всех странах
o Ради удешевления производства фирмы стремятся производить в одной стране
· В международной торговле доминируют страны со сходными условиями
· Процветания объясняются эффектом масштаба: в долгосрочной перспективе экономически выгоднее производить большее количество одинаковых товаров и услуг. Экономическое преимущество будет у той страны, чье население больше
Джозеф Юджин Стиглиц (1943)
· Теория информационной экономики
o Главная проблема: изучение проблем сбора, анализа и распространения информации, а также принятия решений на основе недостаточной информации
o Равновесие на реальном рынке характеризуется несовпадением спроса и предложения
· Новая теория ЗП и занятости
· Теория финансирования корпораций, теория корпоративного управления, теория организационных схем
· Государство должно регулировать информационные потоки в случае ассиметрии информации