Трактовка стоимости заработной платы прибыли ренты
— Трактовка стоимости, заработной платы, прибыли, ренты.
— Теория денег.
— Характеристика капитала и его структуры.
— Учение о воспроизводстве.
— «Догма Смита».
— Смит о производительном и непроизводительном труде.
— А. Смит и современная экономическая теория.
— Эпоха промышленного переворота и ее отражение в трудах Д. Рикардо.
— Проблемы денег и денежного обращения.
— Количественная теория денег Д. Рикардо.
— Трудовая теория стоимости.
— Метод сравнительных издержек.
— Теория распределения.
— Учение о доходах.
— Выявление и обоснование тенденций к снижению размеров заработной платы и прибыли.
— Номинальная и реальная заработная плата.
— Учение Д. Рикардо о земельной ренте.
— Теория дифференциальной ренты.
— Роль свободной торговли в регулировании обращения золота, колебании цен, установлении экономического равновесия.
Методические указания:
Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.
При написании реферата руководствуйтесь методическими указаниями по выполнению рефератов на странице 81
Основная литература: 1-7
Дополнительная литература: 8-13
Список периодических изданий: 14-21
Список источников на электронных носителях: 22-23
Интернет-источники: 24-28
Тема 5. Эволюция классической политэкономии в первой половине XIX века.
Задания:
1. Подготовка к семинарскому занятию, изучение литературы, рекомендованной в плане семинарского занятия.
2. Выполнение письменных работ из списка 2.6.1.
Материалы самоконтроля:
Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
— Общая характеристика развития рикардианского экономического учения в 19 веке.
— Экономические взгляды Дж. Милля, Д. Мак-Куллоха.
— Теория воздержания и последнего часа Н. Сениора.
— Теория услуг и экономических гармоний Ф. Бастиа.
— Особенности развития политэкономии в Англии.
— Предмет и метод Т. Мальтуса.
— Закон народонаселения Т. Мальтуса.
— Теория издержек производства и доходов.
— Решение проблемы реализации с помощью теории «третьих лиц».
— Особенности развития политэкономии во Франции.
— Предмет и метод Ж.-Б. Сэя.
— Учение о трех факторах производства.
— Теория услуг.
— Трактовки стоимости и доходов основных классов общества.
— Теория реализации и «закон рынков Сэя» как обоснование бескризисного развития экономики.
— Особенности политэкономии в США.
— Теория экономических гармоний Г. Кэри.
— Предмет и метод Дж. С. Милля.
— Сочетание новых подходов к анализу экономики с традиционными положениями в работе Дж. С. Милля «Основы политической экономии».
— Теория стоимости.
— Специфика представлений Милля об экономических законах.
— Проблема кредита, денег.
— Теория доходов.
— Концепция социально-экономических реформ Дж. С. Милля.
Методические указания:
Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.
При написании реферата руководствуйтесь методическими указаниями по выполнению рефератов на странице 81.
Основная литература: 1-7
Дополнительная литература: 8-13
Список периодических изданий: 14-21
Список источников на электронных носителях: 22-23
Интернет-источники: 24-28
Тема 6. Экономическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса.
Задания:
1. Подготовка к семинарскому занятию, изучение литературы, рекомендованной в плане семинарского занятия.
2. Выполнение письменных работ из списка 2.6.1.
Материалы самоконтроля:
Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
— Исторические условия возникновения марксизма.
— Методологические принципы экономической теории К. Маркса и Ф. Энгельса.
— Структура и основные проблемы «Капитала».
— Учение о двойственном характере труда.
— Теория стоимости и денег.
— Теория прибавочной стоимости.
— Теория доходов
— Капитал и прибавочная стоимость.
— Накопление и воспроизводство капитала.
— Поздние работы К. Маркса и Ф. Энгельса.
— Марксизм и современность
Методические указания:
Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.
При написании реферата руководствуйтесь методическими указаниями по выполнению рефератов на странице 81.
Основная литература: 1-7
Дополнительная литература: 8-13
Список периодических изданий: 14-21
Список источников на электронных носителях: 22-23
Интернет-источники: 24-28
Тема 7. Концепции экономического романтизма.
Задания:
1. Подготовка к семинарскому занятию, изучение литературы, рекомендованной в плане семинарского занятия.
2. Выполнение письменных работ из списка 2.6.1.
Материалы самоконтроля:
Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
— Промышленный переворот и положение мелких производителей в начале 19 в. во Франции.
— С. Сисмонди как идеолог мелкого товарного производства.
— Трактовка предмета и метода политэкономии.
— Специфика концепции «естественного порядка.
— Учение С. Сисмонди о национальном доходе и капитале, производстве и потреблении.
— Трактовка кризисов.
— Разработка проблемы реализации.
— Теория «третьих лиц».
— Программа социально-экономического реформирования общества.
— П. Ж. Прудон: предмет и метод исследования.
— Работа П. Ж. Прудона «Система экономических противоречий, или Философия нищеты».
— Теория «конституированной стоимости».
— Проект реформ на основе социальной справедливости с использованием «рабочих денег», «дарового кредита», учреждением «народного банка» и организацией безденежного товарного хозяйства.
Методические указания:
Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.
При написании реферата руководствуйтесь методическими указаниями по выполнению рефератов на странице 81.
Основная литература: 1-7
Дополнительная литература: 8-13
Список периодических изданий: 14-21
Список источников на электронных носителях: 22-23
Интернет-источники: 24-28
Тема 8. Социально-историческая школа.
Задания:
1. Подготовка к семинарскому занятию, изучение литературы, рекомендованной в плане семинарского занятия.
2. Выполнение письменных работ из списка 2.6.1.
Материалы самоконтроля:
Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
— Особенности развития экономической теории Германии.
— Зарождение немецкой исторической школы.
— Особенности предмета и методологии
— Старая историческая школа. Ф. Лист, К. Книс, Г. Гильдебранд, В. Рошер.
— Новая историческая школа. Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер.
— Подмена политической экономии историей народного хозяйства.
— Метод эмпиризма и историзма.
— Социальная школа.
— Особенности ее методологии.
— Работы Р. Штаммлера, Р. Штольцмана.
— Теории «гармонии интересов» как обоснование государственного социализма.
— Социальные реформы.
— Новейшая историческая школа. В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф.
Методические указания:
Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.
При написании реферата руководствуйтесь методическими указаниями по выполнению рефератов на странице 81.
Основная литература: 1-7
Дополнительная литература: 8-13
Список периодических изданий: 14-21
Список источников на электронных носителях: 22-23
Интернет-источники: 24-28
Тема 9. Маржинализм и формирование неоклассической экономической теории.
Задания:
1. Подготовка к семинарскому занятию, изучение литературы, рекомендованной в плане семинарского занятия.
2. Выполнение письменных работ из списка 2.6.1.
Материалы самоконтроля:
Для самопроверки ответьте на следующие вопросы:
— Предпосылки возникновения маржинализма.
— Этапы «маржинальной революции», особенности предмета и метода маржинализма
— Предшественники маржинализма (Г. Госсен, Ж. Дюпюи, О. Курно, И. Г. Тюнен).
— «Законы Госсена».
— Субъективно-психологическая направленность теорий первого этапа «маржинальной революций».
— Экономическое учение К. Менгера и других представителей австрийской школы.
— Английский вариант теории предельной полезности.
— Экономическое учение У. Джевонса.
— Основные признаки второго этапа «маржинальной революции».
— Зарождение неоклассической экономической мысли.
— Систематизация маржинальных идей родоначальником кембриджской школы маржинализма А. Маршаллом в книге «Принципы экономической науки».