Учебные материалы по бухучету | Учебное пособие по ахд | Buhu5
ВУЗы по бухучету Готовые работы по бухучету Как писать работы по бухучету Примеры решения задач Решить задачу online

Учебное пособие по ахд


Теория анализа

хозяйственной деятельности

(в вопросах и ответах)

Учебно-методическое пособие

В учебном пособии раскрываются основные положения «Теории АХД». В нем рассмотрены роль и значение АХД в управлении предприятием, предмет, объекты, метод и методика АХД, виды его, инструментарий, используемый в АХД, и организация АХД. Особое внимание уделено методике факторного анализа и важнейшим приемам для измерения влияния факторов на изменение результативных показателей хозяйственной деятельности. Учебное пособие соответствует типовой учебной программе по дисциплине «Теория анализа хозяйственной деятельности» для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Содержание

1.  Роль и значение анализа хозяйственной деятельности в управлении предприятием……………………………………………….

4

2.  Виды анализа хозяйственной деятельности………………………..

6

3.  Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности…….

9

4.  Метод анализа хозяйственной деятельности и его характерные особенности……………………………………………………………..

10

5.  Показатели, используемые для проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия……………………………………..

12

6.  Факторы и их классификация в анализе хозяйственной деятельности

13

7.  Факторный анализ, его виды, системы и задачи………………….

17

8.  Детерминированное моделирование и преобразование факторных систем………………………………………………………………..

20

9.  Экономическая сущность хозяйственных резервов и их классификация………………………………………………………………………

22

10.  Методика анализа……………………………………………………………

23

11.  Содержание табличного и графического способов анализа…..

24

12.  Способ сравнения и приемы приведения показателей в сопоставимый и соизмеримый вид…………………………………………….

25

13.  Способ цепных подстановок…………………………………………….

29

14.  Способ абсолютных разниц………………………………………………

36

15.  Способ относительных разниц………………………………………….

37

16. Способ разниц в процентах (коэффициентах)……………………..

39

17. Организация и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности ………………………………………………………

40

часть I

Теория анализа хозяйственной деятельности

1. Роль и значение анализа хозяйственной деятельности

в управлении предприятием

В современных условиях хозяйствования работа предприятий протекает при относительно полной хозяйственной самостоятельности, недостаточности трудовых и материальных ресурсов, в условиях конкуренции. При этом предприятия должны не только функционировать, но и развиваться.

Хозяйственная самостоятельность предприятий заключается в том, что они сами определяют направления и цели своей хозяйственной деятельности, находят источники финансирования ее, заключают хозяйственные договоры, несут материальную ответственность по ним, выполняют свои обязательства перед работниками и государством.

Чтобы выжить в условиях конкуренции, предприятиям следует внедрять новую технику и технологию, повышать качество продукции, завоевывать рынки сбыта ее, искать дешевые источники материальных, трудовых и финансовых ресурсов, снижать себестоимость продукции, изучать работу конкурентов, знать их слабые стороны и достижения.

Для успешного функционирования и развития предприятиям требуется повышать эффективность производства, получать прибыль, улучшать финансовое состояние, обеспечивая самофинансирование, находить дополнительные источники финансирования хозяйственной деятельности.

Для решения этих проблем необходимо постоянно проводить анализ хозяйственной деятельности (АХД).

Роль АХД в управлении предприятием состоит, прежде всего,
в том, что он является одной из функций управления. Более того, он является орудием управления. С помощью анализа изучается внешняя и внутренняя среда предприятия, дается оценка текущего его состояния, выявляются факторы, влияющие на это состояние, и возможности перевода предприятия в необходимое состояние, дается оценка перспектив развития его.

АХД используется для решения различных задач предприятия, в том числе:

–  прогнозирования будущей хозяйственной деятельности предприятия, определения ее цели, выработки стратегии и тактики для достижения этой цели;

–  обоснования принимаемых управленческих решений краткосрочного или долгосрочного характера и планов на текущий период. Так, при подготовке плана производства продукции рассматриваются варианты выпуска продукции с той или иной номенклатурой, ассортиментом и количеством изделий по каждому виду, осуществляются расчеты безубыточного объема продаж и отпускных цен на изделия. С помощью анализа разрабатываются планы организационно-технических мероприятий и роста производительности труда, другие планы, направленные на увеличение выпуска и реализации продукции или для изучения вариантов эффективности инвестиционных проектов;

–  контроля выполнения планов и текущей деятельности предприятия, а также для изучения динамики развития его;

–  выявления и измерения влияния различных факторов на отклонения фактических показателей от запланированных или от показателей прошлых периодов;

–  оценки финансового состояния предприятия и сокращения финансовых рисков;

–  выявления недостатков в работе, резервов производства, оценки работы предприятия и его структурных подразделений;

–  изучения внешней среды предприятия с целью нахождения более дешевых рынков трудовых, материальных, финансовых ресурсов
и рынков сбыта продукции, выявления спроса на изделия, а также для возможности инвестирования свободных финансовых ресурсов предприятия
в другие предприятия с целью получения дополнительного дохода и т. д.

Таким образом, АХД является важным звеном в системе управления предприятием. С его помощью повышается уровень управления сложными процессами, протекающими на предприятии, и эффективность работы предприятия.

Значение АХД состоит в том, что он позволяет:

–  правильно определить направление хозяйственной деятельности, цель предприятия и пути ее достижения;

–  принимать обоснованные управленческие решения краткосрочного характера, связанные с увеличением реализации продукции, сокращением издержек производства и с увеличением прибыли;

–  находить дешевые источники материальных, трудовых и финансовых ресурсов, рынки сбыта продукции;

–  оценить эффективность инвестиционных проектов, направленных на внедрение новой техники и технологии, повышение качества продукции на предприятии;

–  сокращать производственные и финансовые риски, улучшать финансовое состояние предприятия, избежать банкротства и др.;

–  правильно вложить финансовые источники предприятия в другие предприятия для получения дополнительного дохода.

С помощью АХД можно проникнуть в сущность изучаемых экономических явлений, выявить положительное и отрицательное влияние действующих факторов на результаты работы, определить недостатки в работе, непроизводительные расходы и резервы повышения эффективности производства. АХД помогает дать объективную оценку работы предприятия и структурных подразделений и стимулировать труд работников.

Использование АХД способствует предприятию добиваться поставленной цели при целесообразном размещении и эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Применение АХД дает возможность предприятию получать желаемую прибыль, укреплять платежеспособность, финансовую устойчивость
и конкурентоспособность, а также выполнять свои обязательства перед работниками, государством и соучастниками предприятия.

2. Виды анализа хозяйственной деятельности

В современных условиях для изучения хозяйственной деятельности предприятия используются различные виды анализа. Это обусловлено разными целями и задачами анализа, вытекающими из функций управления предприятием, так как необходимым элементом выполнения каждой функции является экономический анализ. В экономической литературе существует следующая основная классификация АХД:

–  по объектам различают анализ хозяйственной деятельности предприятия, его структурных подразделений или отдельных направлений его деятельности;

–  по субъектам выделяют внешний анализ и внутренний. Внешний анализ проводят лица, не работающие на анализируемом предприятии. К ним относятся работники банков, государственных органов, в том числе финансовых, налоговых и статистических, работники вышестоящих организаций, аудиторы, поставщики, инвесторы, акционеры и т. п. Их цели проведения анализа предприятия различны. Так, налоговые органы могут провести анализ работы предприятия с целью установления полноты начисления налогов. Потенциальные инвесторы могут проводить анализ предприятия для решения вопроса об инвестировании свободных денежных средств в это предприятие. Внутренний анализ проводят работники различных отделов предприятия, в том числе планового, финансового, бухгалтерии, труда и заработной платы, производственного, технического контроля, главного энергетика, главного механика, снабжения предприятия и сбыта продукции, диспетчерской службы с целью повышения эффективности производства;

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Распродажа дипломных

 Скидка 30% по промокоду Diplom2020