Характерным свойством прибыли как показателя доходности
Характерным свойством прибыли как показателя доходности является многофакторность. Прибыль формируется в результате взаимодействия многих технико-экономических факторов, и потому, в процессе их комплексного анализа появляется возможность выявления недостатков деятельности предприятия и принятия мер по их нейтрализации.
В хозяйственной практике прибылью считаются доходы за вычетом расходов предприятия, а, следовательно, на величину прибыли влияет совокупность факторов, как зависящих, так и не зависящих от деятельности.
К зависящим факторам относятся:
Ø Рост объема производства и реализации.
Ø Снижение себестоимости, приводящее к увеличению прибыли. Необходимо учитывать за счет каких факторов достигается снижение себестоимости, и не приводит ли оно к снижению качества и потребительских свойств продукции.
Ø Использование в производстве НТП (механизация и автоматизация производственного процесса продукции и, как следствие снижение себестоимости продукции; повышения качества продукции; создание новых видов конкурентоспособной продукции; рост объема производства на базе НТП).
Ø Повышение качества и улучшение ассортимента выпускаемой продукции.
Ø Уровень цен на производимую продукцию. (Однако необоснованное завышение цен может привести к сложностям в реализации продукции как следствие, к недополучению прибыли.)
Факторы, независящие от деятельности предприятия:
Ø Политика государства в области ценообразования, налогообложения, амортизации и другие. Она может ____ или сдерживать развитие производства.
Ø Общее состояние экономики и связанные с этим уровень инфляции, состояние платежно-расчетной дисциплины и так далее.
Ø Степень развития рынка, состояние системы материально-технического обеспечения предприятия, состояние конъюнктуры рынка и его объем. При условии развитого и цивилизованного рынка предприятию легче реализовать свою продукцию и обеспечить непрерывность производственного процесса.
Ø Природные, географические и другие условия.
2. Значение прибыли в деятельности предприятия и её основные виды.
В научной литературе и практической деятельности существуют и определяются следующие виды прибыли:
Ø Остающаяся в распоряжении предприятия.
Ø Прибыль/убыток от продаж.
Ø Доступная к распределению.
Ø Оставшаяся у предприятия.
Ø Балансовая.
Ø Валовая.
Ø Нераспределенная.
Ø Чистая.
Ø Плановая.
Ø Фактическая.
Ø До налогообложения.
Ø Налогооблагаемая.
Ø Другие виды.
Наличие этих понятий прибыли отражает процесс планирования, распределения или налогообложения.
Содержание большинства показателей можно продемонстрировать на следующей схеме.
Выручка (нетто) – денежные средства, поступающие на расчетный счет предприятия за реализуемую продукцию и оказанные услуги за минусом НДС, акцизов и других факторов.
Себестоимость произведенных или проданных товаров или оказанных услуг, кроме коммерческих и управленческих доходов.
Валовая прибыль.
Управленческие и коммерческие расходы.
Прибыль или убыток от продаж (прибыль от обычных видов деятельности, если предметом деятельности предприятия является только производство и реализация продукции).
Процент к получению Процент к уплате
Доходы от участия в деятельности организации
Другие операционные доходы Другие операционные расходы
Внереализационные доходы Внереализационные расходы
Прибыль/убыток до налогообложения
Налог на прибыль
Чрезвычайные доходы Чрезвычайные расходы
Чистая прибыль
Чистая прибыль в своей терминологии может быть синонимом распределяемой, доступной к распределению, прибыль остающаяся в распоряжении предприятия. В настоящее время отсутствует нормативное закрепление перечисленных видов прибыли. В этой связи допускается достаточно вольная трактовка или интерпретация перечисленных понятий в экономической литературе. Например, прибыль остающаяся в распоряжении может соответствовать чистой прибыли, а в других прибыли, оставшейся после выплаты дивидендов.
3. Методы планирования прибыли.
Среди перечисленных видов прибыли самое большое значение имеет прибыль/убыток от продаж. Планированию именно этой прибыли на предприятии уделяют первостепенное значение.
Наиболее известными и чаще всего применяемыми методами планирования прибыли/убытка являются метод прямого счета и аналитический метод.
3.1 Метод прямого счета.
Сущность прямого метода планирования прибыли является:
При этом выручка исчисляется в ценах реализации за минусом НДС, акцизов и других косвенных налогов.
Планированию прибыли на предприятии предшествует планирование выручки и полной себестоимости продукции, в основе которой лежит метод товарного баланса .
Это обстоятельство принимается в расчет и при планировании прибыли. Следовательно, формула расчета прибыли в самом упрощенном виде.
, где
прибыль от реализации продукции.
прибыль в остатках нереализованной продукции на начало планового периода.
прибыль от выпуска продукции в плановом году.
прибыль в остатках на конец планового периода.
может планироваться как в разрезе ассортимента выпускаемой продукции, так и на весь объем предполагаемого выпуска. Основой расчета в первом случае является развернутый план выпуска продукции по всей номенклатуре в натуральном выражении и полная себестоимость единицы продаж, а также цена реализации за единицу продукции.
Расчет ведется отдельно по сравнимой и несравнимой продукции.
Несравнимая продукция – Впервые выпускаемая в плановом году.
И так по всему выпуску.
После определения прибыли от выпуска продукции переходим к определению прибыли в остатках.