Зарождение классической политической экономии
Тема 3. Зарождение классической политической экономии.
Тезисы лекции:
Исторические условия возникновения классической политэкономии. Этапы развития классической политэкономии. Специфика предмета и методология классической политэкономии. Особенности перехода от меркантилизма к классической политэкономии в Англии. Экономическое учение У. Петти. Особенности экономического развития Франции в 17-18 в. в. Возникновение классической политэкономии во Франции. Экономическое учение П. Буагильбера – родоначальник французской классической школы. Общая характеристика идей физиократизма. Экономическое учение Ф. Кенэ. Концепция «естественного порядка». Учение об эквивалентности. Учение о «чистом продукте», «производительном» и «бесплодном труде», о капитале и его структуре. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ – модель экономических отношений между классами по поводу распределения общественного продукта. Практические рекомендации Ф. Кенэ по выработке экономической политики. Анализ воспроизводства в «Экономической таблице» Ф. Кенэ. Развитие концепции физиократов в трудах А. Р. Тюрго.
Основная литература: 1-7
Дополнительная литература: 8-13
Список периодических изданий: 14-21
Список источников на электронных носителях: 22-23
Интернет-источники: 24-28
Тема 4. Развитие классической политэкономии в трудах А. Смита и Д. Рикардо.
Тезисы лекции:
А. Смит – экономист мануфактурного периода индустрии. Критика меркантилизма. Работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов. Смит и физиократы. Методология Смита. Анализ разделения труда в мануфактуре. Учение о классах. Трактовка стоимости, заработной платы, прибыли, ренты. Теория денег. Характеристика капитала и его структуры. Учение о воспроизводстве. «Догма Смита». Смит о производительном и непроизводительном труде. Экономический либерализм А. Смита. Роль свободного рынка как регулятора воспроизводства. Экономическая политика государства. «Смитианское государство». Анализ государственного долга и государственного бюджета. Принципы налогообложения. А Смит и современная экономическая теория.
Эпоха промышленного переворота и ее отражение в трудах Д. Рикардо. Его сочинение «Начала политической экономии и налогового обложения». Особенности предмета и метода исследования Д. Рикардо. Трудовая теория стоимости. Метод сравнительных издержек. Теория распределения. Учение о доходах. Выявление и обоснование тенденций к снижению размеров заработной платы и прибыли. Номинальная и реальная заработная плата. Учение Д. Рикардо о земельной ренте. Теория дифференциальной ренты. Проблемы денег и денежного обращения. количественная теория денег. Количественная теория денег Рикардо. Роль свободной торговли в регулировании обращения золота, колебании цен, установлении экономического равновесия.
Основная литература: 1-7
Дополнительная литература: 8-13
Список периодических изданий: 14-21
Список источников на электронных носителях: 22-23
Интернет-источники: 24-28
Тема 5. Эволюция классической политэкономии в первой половине XIX века.
Тезисы лекции:
Общая характеристика развития рикардианского экономического учения в XIX веке. Особенности развития политэкономии в Англии. Предмет и метод Т. Мальтуса. Анализ диспропорций между возможностями природы и потребностями населения в работе «Опыт о законе народонаселения». Закон народонаселения Т. Мальтуса. Теория издержек производства и доходов. Решение проблемы реализации с помощью теории «третьих лиц».
Особенности развития политэкономии во Франции. Предмет и метод Ж.-Б. Сэя. Работа Ж.-Б. Сэя «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства». Учение о трех факторах производства. Теория услуг. Трактовки стоимости и доходов основных классов общества. Теория реализации и «закон рынков Сэя» как обоснование бескризисного развития экономики.
Экономические взгляды Дж. Милля, Д. Мак-Куллоха. Теория воздержания и последнего часа Н. Сениора. Теория услуг и экономических гармоний Ф. Бастиа.
Особенности политэкономии в США. Теория экономических гармоний Г. Кэри. Предмет и метод Дж. С. Милля. Сочетание новых подходов к анализу экономики с традиционными положениями в работе Дж. С. Милля «Основы политической экономии». Теория стоимости. Специфика представлений Милля об экономических законах. Проблема кредита, денег. Теория доходов. Концепция социально-экономических реформ.
Основная литература: 1-7
Дополнительная литература: 8-13
Список периодических изданий: 14-21
Список источников на электронных носителях: 22-23
Интернет-источники: 24-28
Тема 6. Экономическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса.
Тезисы лекции:
Исторические условия возникновения марксизма. Методологические принципы экономической теории К. Маркса и Ф. Энгельса. Основные этапы формирования марксовой экономической теории и основные его работы. Марксизм о движущих силах и механизме общественного развития. Решение проблемы распределения, социальной справедливости и равенства. Структура и основные проблемы «Капитала». Учение о двойственном характере труда. Теория стоимости и денег. Капитал и прибавочная стоимость. Накопление и воспроизводство капитала. Теория заработной платы. Теория прибавочной стоимости Теория доходов. Поздние работы К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм и современность.
Основная литература: 1-7
Дополнительная литература: 8-13
Список периодических изданий: 14-21
Список источников на электронных носителях: 22-23
Интернет-источники: 24-28
Тема 7. Концепции экономического романтизма.
Тезисы лекции:
Промышленный переворот и положение мелких производителей в начале XIX в. во Франции. С. Сисмонди как идеолог мелкого товарного производства. Работа С. Сисмонди «Новые начала политической экономии». Трактовка учения С. Сисмонди о национальном доходе и капитале, производстве и потреблении. Трактовка кризисов. Разработка проблемы реализации. Теория «третьих лиц». Программа социально-экономического реформирования общества.
П. Ж. Прудон: предмет и метод исследования. Его работа «Система экономических противоречий, или Философия нищеты».Теория «конституированной стоимости». Проект реформ на основе социальной справедливости с использованием «рабочих денег», «дарового кредита», учреждением «народного банка» и организацией безденежного товарного хозяйства.
Основная литература: 1-7
Дополнительная литература: 8-13
Список периодических изданий: 14-21
Список источников на электронных носителях: 22-23
Интернет-источники: 24-28
Тема 8. Социально-историческая школа.
Тезисы лекции:
Особенности развития экономической теории Германии. Зарождение немецкой исторической школы. Особенности предмета и методологии. Учет влияния на экономический рост факторов социальной среды, национальных и исторических особенностей. Учение о национальной экономике. Старая историческая школа (Ф. Лист, К. Книс, Г. Гильдебранд, В. Рошер). Новая историческая школа (Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер). Подмена политической экономии историей народного хозяйства. Метод эмпиризма и историзма. Социальная школа и особенности ее методологии. Работы Р. Штаммлера, Р. Штольцмана. Теории «гармонии интересов» как обоснование государственного социализма. Социальные реформы. Новейшая историческая школа (В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф).
Основная литература: 1-7
Дополнительная литература: 8-13
Список периодических изданий: 14-21
Список источников на электронных носителях: 22-23
Интернет-источники: 24-28
Тема 9. Маржинализм и формирование неоклассической экономической теории.
Тезисы лекции:
Предпосылки «маржинальной революции. Этапы «маржинальной революции», особенности предмета и метода маржинализма. Предшественники маржинализма (Г. Госсен, Ж. дюпюи, О. Курно, И. Г. Тюнен). «Законы Госсена». Субъективно-психологическая направленность теорий первого этапа «маржинальной революций». Экономическое учение К. Менгера и представителей австрийской школы. Английский вариант теории предельной полезности и учение У. Джевонса. Лозанская школа и ее методология. Концепция общего экономического равновесия Л. Вальраса. Критерий эффективности общественного производства по Парето (оптимум Парето).
Основные признаки второго этапа «маржинальной революции Зарождение неоклассической экономической мысли и обособление микроэкономики в самостоятельный раздел экономической науки. Систематизация маржинальных идей родоначальником кембриджской школы маржинализма А. Маршаллом в книге «Принципы экономической науки». Предмет и метод исследования Маршалла. Теория спроса и предложения. Теория цен и доходов. Концепция эластичности спроса и издержек производства
Дж. Б. Кларк – основоположник американской школы маржинализма. Концепция «статики» и «динамики» в экономическом анализе. Теория предельной производительности факторов производства и распределения. Концепция прибыли.
Основная литература: 1-7
Дополнительная литература: 8-13
Список периодических изданий: 14-21
Список источников на электронных носителях: 22-23
Интернет-источники: 24-28
Тема 10. Американский институционализм.
Тезисы лекции:
Исторические предпосылки возникновения американского институционализма. Особенности предмета и метода институционализма. 20-30-е годы: возникновение американского институционализма и его эволюция. Социально-психологический (технологический) институционализм Т. Веблена.